Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
РАФ БЕ2 (RAF B.E.2).
А теперь, нужно сказать несколько слов «за» и «против» представленных выше планов.
Первоначальный план с высадкой десанта прямо в Стамбуле был бы не так уж и плох, если бы русские начали войну без ее объявления и поступили бы подобно японцам в 1904-м и 1941-м годах. Пройти мимо батарей Босфора в утреннем тумане и внезапно напасть на город было, наверное, можно. Тем более что халатное отношение турецких военных к дозорной службе было вполне известно.
Поэтому такой пиратский рейд имел значительные шансы на успех, несмотря на то, что примерно 25.000 человек лучших войск султана были расквартированы вблизи от Стамбула. И даже флот, стоящий в городском порту, можно было бы уничтожить. Правда, после такого нападения сразу бы началась война с большей частью стран Европы. И не факт, что получилось бы продиктовать свою волю османскому правительству, которое могло успеть покинуть Стамбул.
Ну а если начинать войну по традициям 19-го века, когда ее сначала нужно объявить, и уведомить об этом соседей, тогда никаких шансов на успех в реалиях 1853 года не было. Во-первых, турецкий флот (которым руководили англичане) имел бы дозорные пароходы на дальних и ближних подступах к Босфору. Русский караван (а он состоял бы из парусников) не смог бы приблизиться незамеченным, поэтому в Босфоре предстоял бой, в котором приняли бы участие неизвестные русским батареи (возведенные в течение 1853 года под чутким руководством французских инженеров). В этом бою приняли бы участие все турецкие корабли, и, пожалуй, пара кораблей союзников Турции. Причем русские не отважились бы открыть огонь по ним первыми. Кроме того, русским кораблям мешало бы вести бой то, что на борту всех боевых кораблей находились бы десантные части (до 1500 человек пехоты на 100-пушечных кораблях).
Даже если бы в этом бою удалось одержать победу, султана в Стамбуле бы уже не было, а огромный город был бы готов защищаться. Взять его штурмом сил, вероятно, не хватило бы, а на длительную бомбардировку не хватит времени, так как франко-британская эскадра находится в Дарданеллах и прибудет примерно за сутки.
По этой же причине, даже захватив за счет невероятного везенья Стамбул, удержать его было невозможно (а ведь это было самое важное в данном предприятии). Возможно, после первого боя паровой флот союзников не сумел бы лишить десантный корпус снабжения, но затем через незаблокированные Дарданеллы подошли бы новые французские и британские корабли, и Стамбул пришлось бы оставить.
Направить часть сил к Дарданеллам можно было только после захвата Стамбула и уничтожения расквартированных около него сил. При внезапном нападении еще можно надеяться на то, что удастся выделить силы для десанта в Дарданеллах, но это не факт, так как Стамбул все равно пришлось бы оборонять. При этом укрепления Дарданелл придется брать штурмом, так как нейтральные корабли успеют сообщить о захвате Стамбула.
Таким образом, высадка десанта в Стамбуле была возможна только в том случае, если бы Османская империя сама бы начала распадаться и боеспособность ее войск была бы нулевой. Но в отношении Османской империи середины 19-го века это неверно. Временно, благодаря поддержке извне, она стала достаточно прочной. А раз турки были вполне способны обороняться, причем укрепления Дарданелл могли продержаться до прихода союзных эскадр, план десанта в Стамбуле следовало отбросить (или нужно было иметь флот с вдвое большей грузоподъемностью и в несколько раз больше паровых фрегатов).
Предыдущее: Предварительные планы. Часть 3. | Следующее: Предварительные планы. Часть 5. |
Cодержание: Крымская война 1853 - 56.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО