En
---
Логотип в центре

Свежее на сайте

Всеволод Юрьевич Большое гнездо.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Схема Балаклавского сражения.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
Сопвич Триплан (Sopwith Triplane).

Шрифт: A   A   A

В этот день в прошлом

16. 9. 1916. - Началось Сражение на Нараювке.

Предварительные планы. Часть 5.

Идея высадить десант у Варны и взять этот пункт с моря и с суши была неплоха, особенно тем, что до Силистрии, где было удобнее всего переходить Дунай, было всего четыре перехода и поэтому сухопутный и десантный отряд легко могли помочь друг другу.

Но если война уже объявления, то Варна готова к обороне, и взять ее не так уж и просто. В 1828 году на это потребовалось 2 месяца.

Но прежде чем бомбардировать с моря Варну и атаковать ее с моря и с суши, требовалось высадить основные силы десанта на берег. Ведь Черноморский флот имел совершенно недостаточно транспортных судов, и перевозить десант планировалось на боевых кораблях. Высаживаться пришлось бы не в порту, поэтому успешность высадки зависела от погоды. А выгрузка лошадей, повозок и артиллерии становилась достаточно сложной задачей. При неблагоприятной погоде ее решение может занять несколько дней, в течение которых десантный отряд неподвижен и может стать жертвой вражеских атак.

Затем нужно отметить, что гарнизон Варны – около 10 тысяч человек, что всего в 3 раза меньше сил десанта. Наконец, легко могут подойти силы турецкой армии со стороны Шумлы, а в районе Силистрии противник может оставить сильный заслон. Смогут ли полторы дивизии десанта разбить турецкую армию, которая превышала 50 тысяч человек? Русские генералы были уверены, что смогут, поскольку они не видели регулярные турецкие части в деле. Но стоит сомневаться в возможности этого, поскольку турецкая армия тоже была частично (на 15 – 20%) вооружена нарезными ружьями, а еще она была гораздо более дисциплинированной, чем раньше, и гораздо лучше, чем в прежние времена, была обучена.

Другой вариант – флот подойдет к Варне только после блокирования сухопутным отрядом Силистрии и выхода части сухопутных сил в район Варны. В этом случае возникает опасность, что все турецкие силы в Болгарии обрушатся именно на сухопутный отряд раньше, чем настанет время для действий флота, а это может задержать продвижение сухопутного отряда на неопределенное время.

Таким образом, в этом варианте переход через Дунай должен быть внезапным для противника, а силы, выделенные для него, должны заметно превышать силы турок. Либо, когда турки будут скованы у Силистрии, в Варну морем нужно перебросить такие силы, что они смогли бы нанести удар в тыл турецкой армии.


-----

Но что в данном варианте хорошо, так это то, что после потери османами Варны французам и британцам нечего будет делать на Черном море, так как обеспеченными от атаки с суши можно будет считать только Стамбул и порты на Мраморном море. Именно там и должна будет высаживаться армия, которая придет на помощь Османской империи. Черноморских крепостей на европейском берегу у турок не останется.

 

Тот вариант, который предлагал фельдмаршал Паскевич, выглядел наиболее рациональной программой в решительной войне с Османской империей. Это был вариант пробития широкого сухопутного коридора к Стамбулу с завоеванием всех крепостей, которые могли бы помешать продвижению или создать фланговую угрозу. И соответственно, этот вариант позволял прочно закрепиться в Болгарии.

Плохо в этом варианте то, что он или требовал бы очень больших сил (три корпуса для атаки на Стамбул, который будет защищать примерно 200-тысячная армия и не менее корпуса для осад крепостей) или очень много времени (осада Силистрии и Варны – три месяца; осада Шумлы и атака на Бургас – еще минимум три месяца; поход на Адрианополь и Стамбул также не менее трех месяцев).

При этом в любом случае возникнут большие трудности со снабжением, поскольку контролировать все Черное море не получится, Болгария – страна достаточно бедная (можно с трудом прокормить 100-тысячную армию, но территория будет заранее разорена турками), а доставка продовольствия по суше затруднена из-за очень больших расстояний, плохих дорог и отсутствия лошадей у местного населения. При сухопутном снабжении, в частности, было бы очень трудно снабжать войска уже после перехода через Балканы. А без создания складов на территории Валахии было невозможно даже вести осаду Силистрии.

Предыдущее: Предварительные планы. Часть 4.  Следующее: Предварительные планы. Часть 6.

Cодержание: Крымская война 1853 - 56.

***   ^^^

Метки статьи:


 


Добавьте комментарий.
Их еще мало...

Понравилось? Нажми здесь!! ( )

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || КорВИО

Немного истории 2013 - 2017 (l, s, v)