Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
В отношении регулярных войск было заявлено, что дальнейшее сокращение численности полевых войск невозможно, так как ее недостаточно даже для войны с одной Пруссией. Дальнейшее сокращение было возможно только после преобразований в войсках резервных и запасных. Первые предполагалось превратить в полноценные войска, способные выступить в поход сразу после мобилизации. Для вторых намечалось создать запас кадров, чтобы военное время они служили базой для подготовки пополнений. Кроме того, планировалось создать резерв нижних чинов для увеличения численности войск при мобилизации. Резерв должен был быть создан за счет сокращения службы солдат, но без введения всеобщей воинской повинности, т.е. при продолжении рекрутских наборов.
Для усиления резервных войск предполагалось сформировать полноценные резервные полки и дивизии, которые содержались бы в мирное время в кадровом (минимальном) составе, но иметь в них полный материальный запас на полк военного времени. Эта мера, отличная на бумаге, привела к концу 19-го века к тому, что в резервных войсках (выросших к тому времени из запасных) солдаты и офицеры занимались только обслуживанием материальной части, а не боевой подготовкой.
В качестве кардинального средства сокращения численности армии было предложено ликвидировать Корпус внутренней стражи, переложив его обязанности на резервные и запасные войска.
Для формирования обученного резерва нижних чинов предполагалось увеличить ежегодные рекрутские наборы примерно до 125 тысяч человек, чтобы можно было сократить срок службы до 7 – 10 лет.
В отношении офицерских кадров было заявлено, что они подготовлены плохо и нужна реформа всей системы подготовки. Однако для этого первоначально нужно было передать военно-учебные заведения под крыло Военного министерства. Одновременно в составе армии (т.е. изначально под крылом Военного министерства) Д. А. Милютин предложил создавать юнкерские училища, которые должны были готовить офицеров из лиц, поступивших в армию нижними чинами, как в свое время сам Милютин.
В отношении иррегулярных войск военное министерство поставило своей целью сокращение численности иррегулярных войск на действительной службе до примерно 1/3 их списочной численности. Это должно было сократить расходы военного министерства в мирное время без потери численности во время войны.
Одновременно планировалось ввести для всех казачьих войск однообразные Положения о них и ввести одинаковую организацию. Планировалось провести переселение Азовского и Новороссийского казачьих войск на Кавказ и ликвидировать Башкирское войско.
В области военного управления Д. А. Милютин сразу выступил за децентрализацию и дебюрократизацию путем создания военных округов. Военные округа должны были объединить в себе округа внутренней стражи, артиллерийские, инженерные, комиссариатские, провиантские, военно-учебные. В связи с этим предполагалось ликвидировать армейские корпусные управления и управление 1-й армии, расквартированной в Польше.
Вещевое, провиантское и денежное довольствие в русской армии поглощали 76% бюджета (в 1861 году), поэтому эти направления работы (по комиссариатской и провиантской частям) являлись важнейшей частью реформы.
Здесь реформы были задуманы кардинальные: комиссариатскую и провиантскую части слить в единое интендантское управление, забрав из комиссариатской части госпитальные учреждения. В интендантском ведомстве заготовление предметов снабжения, приемка, хранение и контроль должны были быть разделены. В приемке должны были участвовать также представители строевых частей. Наконец, интендантское управление предлагалось децентрализовать, введя в округах интендантские отделы.
В сфере военной медицины главной задачей было сокращение расходов, а для этого нужно было увеличить финансирование полковых лазаретов, чтобы не класть больных солдат в гражданские больницы. Одновременно нужно было число врачей в армии, и создать кадровый резерв военных врачей.
Постоянно предстояло военному министерству заниматься перевооружением армии. Постепенно должно было быть преобразовано и управление артиллерийской частью.
Огромные работы предстояли в инженерной части, но они откладывались из-за безденежья. Работы, необходимые, чтобы ликвидировать недостатки, выявленные Крымской войной, по планам должны были продолжаться около 16 лет. При этом наибольший расход средств планировался на укрепление Кронштадта и Керчи, а затем в списке шли сухопутные крепости Киев, Брест-Литовск, Новогеоргиевск и Иван-город. В управлении инженерным делом было намечено слияние инженерного департамента со штабом генерал-инспектора по инженерной части.
Кроме всего прочего армии предстояло избавиться от таких анахронизмов, как натуральная квартирная и натуральная подводная повинность населения, а также отпуск земством для войск дров, соломы, свечей и кормов. Все это предстояло заменить денежными сборами с населения.
Предыдущее: Перед Милютинской реформой. | Следующее: Хроника Милютинской реформы. Часть 1. |
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО