Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
РАФ БЕ2 (RAF B.E.2).
А боеспособность румынской армии и так была на низком уровне. При мобилизации армия вырастала примерно в три раза, а резервисты при этом совершенно не были обучены новым приемам ведения войны. Да и остальная часть армии знала их только теоретически. Слишком мало времени прошло между подписанием политического договора с Антантой и вступлением Румынии в войну. Иностранные военные миссии просто ничего не успели сделать.
Потому и наступала румынская армия в плотных боевых порядках (густыми цепями и колоннами), при слабой поддержке артиллерии, без разведки с воздуха и не умея штурмовать полевые укрепления.
Таким образом, самостоятельно побеждать немцев румынская армия могла, только если бы имела подавляющее численное превосходство (т.е. имея в три раза больше дивизий, чем противник). Но при должной поддержке со стороны русских она могла в короткий срок превратиться в сильного союзника, ведь эта армия, еще не знавшая поражений, обладала гораздо более высоким боевым духом, чем «большое государственное ополчение» образца 1916 года. Румын нужно было лишь научить воевать и привести их тыл в нормальное состояние… К сожалению, все эти возможности были упущены русским Верховным Командованием и русской дипломатией, состоявшей у него на службе.
Общим местом при анализе Румынской кампании является упоминание о слабости железных дорог. Действительно, железных дорог в Румынии было мало, и они отличались плохим качеством постройки и низкой провозоспособностью. Перевозить войска из России в Валахию, или из Валахии в Молдову было очень сложно. За сутки румынские железные дороги по этим направлениям могли пропустить около 20 эшелонов. Противник мог осуществлять перевозки в несколько раз интенсивнее.
Однако все как-то забывают, что основой транспортной системы в Румынии были вовсе не железные дороги, ибо в мирное время они проигрывали по стоимости и даже скорости перевозок речным перевозкам по Дунаю. В военное время умное русское командование также использовало бы Дунай и Черное море для перевозки войск, снаряжения и припасов. Соответственно, оно бы заранее подготовилось бы началу кампании, а после первых неудач румынской армии предложило бы помощь своих армии и флота на своих же условиях. После этого можно было развернуть борьбу за Дунай, продвигаясь вверх по течению по обоим берегам. А после того, как Дунай до Железных ворот оказался бы под контролем русских, можно было бы воевать и в Болгарии и в Трансильвании.
Кампания в Румынии начиналась в удачное время года. Уборка урожая еще не закончилась (тем хуже для жителей Трансильвании), но зерновые уже были собраны, и в случае затягивания войны Румынии не грозил голод. Также были все возможности лишить противника пропитания в случае его вторжения в Румынию.
Одновременно пик летней жары уже был пройден, и температура воздуха днем не препятствовала маневрированию войск. Одновременно закончился и сезон летних ливней и гроз (см. климат). А потому многие речки обмелели и не мешали движению войск. До наступления распутицы было еще более двух месяцев (грунтовые дороги в Румынии портились лишь в ноябре, а на юге период бездорожья мог вообще не наступить).
В Южных Карпатах, конечно, было холоднее, но все перевалы были проходимы до конца октября на севере и начала ноября на юге. За это время вполне можно было занять всю Трансильванию и закрепиться в ней. Зато возможное контрнаступление немцев в Западную Валахию должно было встретить массу трудностей (раскисшие дороги в горных долинах, снег на перевалах, холод и ветер, и т.д. и т.п. ).
Предыдущее: Новая союзница. Часть 3. | Следующее: Вторжение в Трансильванию. Введение. |
Вернуться в содержание: Русский фронт Первой Мировой Войны.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО