Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
Теперь, продолжая рассматривать возможные реформы после Крымской войны, поговорим о самом главном и самом больном – об офицерском корпусе.
Увеличение ежегодного притока новобранцев в армию, необходимое для формирования резерва и увеличения численности армии в военное время, означало, что основным занятием офицеров в мирное время должно было стать обучение войск. В первую очередь изменения должны были стать заметны на уровне младших офицеров и ротных командиров. На них и унтер-офицеров должна была пасть основная «педагогическая» нагрузка, которая должна была увеличиться по сравнению с временами Николая I сначала раза в 2 (а постепенно увеличение достигло бы и пятикратного уровня). Соответственно, новый офицер к моменту прихода на службу должен был знать уставы, быть знаком со службой рядового и унтера, должен иметь понятие о неописанных уставами аспектах службы, и т.д. В частности, он должен быть готов вскоре принять роту, т.е. знать тактику роты. Но дополнительно офицер должен был быть до некоторой степени педагогом. Следовательно, он должен был быть подготовлен военным учебным заведением, а не быть произведен из унтер-офицеров. Таким образом получается, что в сравнении с эпохой Николая I выпуск из военных училищ (или иных, которые заменят кадетские корпуса) должен был быть увеличен минимум в 3 - 4 раза. Производством же из унтер-офицеров и вольноопределяющихся можно было пополнять кадры резервных (а также запасных) частей.
Кроме того, нужны были и офицеры в ополчении. Причем они должны были быть двух видов: во-первых, лица которые будут заниматься в первую очередь обучением ополченцев на сборах, во-вторых, офицеры запаса, готовые встать в строй для пополнения убыли в войсках или для формирования частей второй очереди. Если потребность в первой категории должна была возникнуть только после перехода на всеобщую воинскую повинность, то вторая категория была нужна «здесь и сейчас», чтобы не приходилось в ходе войны присваивать офицерское звание тысячам (а то и десяткам тысяч унтер-офицеров). Но для появления офицеров запаса нужно было либо где-то их готовить, либо привлечь к службе в армии образованную часть населения, чтобы эти люди получили минимум необходимых офицерам знаний на действительной службе. Причем второй путь был для армии предпочтительнее, поскольку повышался общий уровень ее грамотности.
Продвижение по служебной лестнице в армии середины 19-го века было весьма медленным. В пехоте в мирное время получить роту можно было лет через 10 после начала службы (намного быстрее роту могли получить только офицеры, переведенные из гвардии). К этому времени офицер забывал многое, чему учился, плюс в военном деле происходили существенные изменения. Следовательно, перед назначением на должность ротного, батальонного, эскадронного или батарейного командира офицер должен был проходить переподготовку и «курсы повышения квалификации». Без этого нельзя было избежать снижения качества кадров в среднем звене командной пирамиды, особенно в сравнении с армиями европейских стран.
Предыдущее: Итоги Крымской кампании и Первой обороны Севастополя. Часть 11. | Следующее: Итоги Крымской кампании и Первой обороны Севастополя. Часть 13. |
Cодержание: Крымская война 1853 - 56.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО