Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
Действия флотов на море не обошлись без боевых столкновений. 3 (15) июня 1854 года четыре русских судна вышли из Севастополя для «ближнего крейсерства». Около 10 часов были обнаружены три вражеских паровых фрегата, идущих к Севастополю с севера. После этого адмирал Корнилов сразу приказал выйти в море отряду из 5 пароходов под флагом адмирала Панфилова («Крым», «Владимир», «Громоносец», «Бессарабия», «Херсонес»), к которым примкнула дежурившая в море «Одесса». Что интересно, для выхода в море отряду потребовалось лишь полчаса.
Миновав Константиновскую батарею, русский отряд перестроился в две колонны (чтобы зажать вражеские корабли с двух сторон) и стал преследовать противника, уходящего к северу. После двух часов погони русские приблизились на расстояние выстрела, союзный отряд (два английских и французский фрегаты) перестроился в строй фронта и открыл огонь из кормовых орудий. Адмирал Панфилов тоже перестроил свои корабли в строй фронта и в 12.40 открыл огонь с дистанции в 2,5 км (1200 саженей).
К 13.20 пароход «Владимир» приблизился к противнику на расстояние 900 саженей, англичане и французы повернули и сосредоточили огонь на нем, на что «Владимир» повернулся к ним бортом, сделал бортовой залп и отошел к эскадре. После чего преследование продолжилось.
В третьем часу адмирал Панфилов решил возвращаться в Севастополь, от которого его эскадра отошла уже на 20 и более миль. Противник некоторое время следовал за русской эскадрой, а затем ушел в направлении Стамбула.
К вечеру русская эскадра вернулась на рейд. Повреждения судов с обеих сторон были незначительны. С русской стороны на «Владимире» было трое раненых и пятеро контуженных.
Таким образом, бой 3 (15) июня велся сторонами при эскадренном ходе около 7 узлов. Русские пароходы продемонстрировали, что по скорости не уступают противнику, как и по умению маневрировать под паром. «Владимир» развивал временами ход до 8 узлов и шел быстрее вражеской эскадры. Плохо, что адмирал Панфилов отказался от преследования противника до наступления темноты, поскольку любая авария на вражеских судах давала шанс на крупную победу.
Моральный успех в этом небольшом деле остался на стороне русских. Все увидели, что техническое превосходство на стороне англичан и французов имеется, но оно невелико. Поэтому союзный флот стал более осторожен на подступах к Крыму. Для разведки стали использоваться наиболее быстроходные фрегаты. А русские, наоборот, стали действовать смелее. Из Севастополя одновременно выходило до четверти эскадры (т.е. до 8 судов), а наиболее быстроходные пароходы «Эльборус» и «Владимир» стали регулярно выходить в дальнее крейсерство.
«Эльборус» с 30 июня по 4 июля (с 11 по 16 июля) провел успешное крейсерство у Анатолийского берега, приблизившись на расстояние до 17 миль к Босфору, и сжег трех турецких купцов. Через три дня он снова вышел в море, но в этот раз менее удачно. Еще одно крейсерство было осуществлено 7 (19) – 10 (22) августа и закончилось уничтожением одного коммерческого судна. «Владимир» в это время крейсировал между Одессой и устьем Дуная в надежде перехватить малые суда противника, которые мешали русскому судоходству. А затем направился к Ераклии, где уничтожил три военных транспорта турок (об этом инциденте Омер-паша сообщил маршалу Сен-Арно).
Но на дальнейшее увеличение числа крейсеров, особенно у болгарского берега, как и на атаку вражеского конвоя перед высадкой в Евпатории русские адмиралы не решились.
Предыдущее: События на море в 1854 году. Часть 2. | Следующее: События на море в 1854 году. Часть 4. |
Cодержание: Крымская война 1853 - 56.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО