Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
Как уже отмечалось выше, французская военная доктрина перед Первой мировой не допускала мысли о необходимости применения тяжелых орудий в полевом сражении, поэтому в начале 20-го века не был вовремя сделан шаг вперед в конструировании и производстве тяжелых полевых гаубиц. Тем не менее, тяжелые скорострельные гаубицы у французов были, но предназначались они для крепостной войны.
В 1904 году подполковником Эмилем Римайо (Emile Rimailho) была создана 155-мм гаубица обр. 1904 г. (Obusier de 155 mm CTR modele 1904), имевшая выдающиеся показатели скорострельности, но посредственную баллистику.
Основой для новой гаубицы послужил немного переработанный ствол от гаубицы де Банжа, поскольку во Франции считалось, что дальность ее стрельбы достаточна, плюс имелось желание использовать старые снаряды. Этот ствол имел общую длину 15,5 калибров и 12,1 калибра нарезной части (по аналогии со старой гаубицей и длиннее, чем у противника) с 48 прогрессивными нарезами с максимальным углом 7 градусов. Снизу ствол получил направляющие, которыми скользил по подствольной коробке с механизмами отката. Особенностью ствола стал поршневой полуавтоматический затвор, открывающийся при откате ствола. При этом запирающий цилиндр отъезжал назад на двух зубчатых, которые должны были упрощать заряжание, поскольку на них укладывались снаряд и гильза. Собственно заряжание производилось вращением колеса сбоку на подствольной коробке (справа), которое превращалось в поступательное движение затвора за счет зубчатой передачи. Поворот запирающего цилиндра также происходил автоматически.
Орудие могло стрелять пушечными и гаубичными снарядами весом от 41 до 43 кг, придавая им скорость до 291 м/с. Дальность стрельбы достигала 6,3 км.
В подствольной коробке был смонтирован гидропневматический механизм отката. Механизм имел большой объем, но откат получился длинный порядка 1 метра. Это было сделано, чтобы тормоз отката медленнее разогревался при стрельбе.
Французское военное министерство потребовало, чтобы гаубица Римайо, по аналогии с гаубицами де Банжа могли стрелять как мортиры, с углом возвышения до 60 градусов (а минимум – 0 градусов). Из-за этого цапфы на подствольной коробке пришлось сместить к казенной части, и сделать сложный механизм вертикального наведения, одновременно поддерживавший и стабилизировавший ствол.
Лафет орудия больше напоминал пушечный предыдущего поколения, хобот имел короткий и не имел сошника. Передача энергии выстрела землю происходила как через ось, так и через хобот лафета. Диапазон горизонтальной наводки составил 5 градусов.
Орудие получилось сложным и тяжелым. Его вес в боевом положении составил 3,2 тонны. А поскольку его не предполагалось использовать в полевых сражениях, то для транспортировки его было решено разбирать на 2 повозки перевозимые шестеркой лошадей: ствольную массой 2,75 тонны и лафет с передком массой 2,5 тонны.
Но зато удалось добиться выдающихся показателей скорострельности. На заводском полигоне орудие делало до 6 выстрелов в минуту. Но в боевых условиях добиться таких показателей было очень сложно, поскольку при больших углах возвышения заряжать было неудобно, а хобот орудия при стрельбе норовил зарыться в грунт, сбивая наводку. Более того, при корректируемой стрельбе не нужна скорострельность более 1 выстрела в минуту, а французы норовили во время Первой мировой тщательно корректировать стрельбу и орудия делали 1 выстрел за 2 – 3 минуты.
В результате получилось очень сложное и очень дорогое орудия, боевые характеристики которого не удовлетворяли французских генералов и почти по всем статьям уступали характеристикам гаубицы противника. В 1915 году эти орудиях еще использовались, но затем были заменены на более дальнобойные и менее сложные в эксплуатации. Из-за этого из 120 орудий, произведенных до начала ПМВ, несколько штук сохранилось в неплохом состоянии.
Фотография времен ПМВ:
позиция Ob. 155 mm CTR mod. 1904.
Предыдущее: Истребитель SPAD S. XIII. | Следующее: Истребитель Albatros D.III. |
Cодержание: Первая Мировая Война.
Вернуться в начало раздела: Оруже времен Первой мировой войны.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО