En
---
Логотип в центре

Свежее на сайте

Всеволод Юрьевич Большое гнездо.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Схема Инкерманского сражения.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
Ввинтовка Ли - Энфилд.

Шрифт: A   A   A

В этот день в прошлом

18. 10. 1914. - Началась решающая Битва во Фландрии.

Горная гаубица 10-см М 08/10 (Австро-венгрия).

Увеличение в ходе Первой мировой войны дальности артиллерийского боя и повышение требований к точности стрельбы заставили германскую армию уже в начале 1915 года заказать новую легкую гаубицу взамен морально устаревшего орудия обр. 1909 года на базе ствола, разработанного еще в конце 19-го века. Первоначально предполагалось заказать орудие с дальностью стрельбы 7,5 км и массой 1,2 тонны. Но затем требования были скорректированы в сторону увеличения дальности стрельбы и простоты перехода производства к новому орудию.

В результате, новое орудие было разработано фирмой «Рейнметалл» всего за год, а летом 1916 года уже отправилось на фронтовые испытания. Осенью оно было принято на вооружение как 10,5 см легкая полевая гаубица обр. 1916 года (или 10,5 cm leichte Feldhaubitze 16; 10,5 cm leFH 16), и началось его производство, хотя на серийный выпуск гаубицы германские заводы перешли только в 1917 году.

Фотографии: Германская легкая гаубица обр. 1916 г. из Франции

Это орудие захвачено французами в 1918 году и сейчас экспонируется в Belleau. На врезке вид другого орудия сзади.


-----

Основные изменения в легкой гаубице коснулись конструкции ствола. Для увеличения начальной скорости снаряда и повышения точности длина ствола была увеличена до 22 калибров (231 см), вместо 12. В казенной части ствол был усилен толстым кольцом, на которое был навернут горизонтальный клиновой затвор. Нижняя часть затвора являлась салазками, скользящими по подствольной коробке. Средняя часть ствола была усилена кожухом, который либо был отлит вместе с длинными салазками, либо нес на себе два кольца с салазками. Как и предыдущая модель легкой гаубицы, 10,5 cm leFH 16 имела 32 нареза в стволе. Заряжание орудия было раздельно-гильзовым.

Новая гаубица стреляла старыми снарядами массой 15,7 – 15,8 кг (шрапнель, фугасная и осколочная гранаты, несколько типов химических). Имелось 8 вариантов метательных зарядов, максимальный из них мог разогнать снаряд до 395 м/с, что позволяло добиться дальности стрельбы в 8,4 км. В 1917 году был введен дальнобойный снаряд с улучшенной аэродинамикой (так называемый C-Geschoss), и одновременно увеличенный (9-й) метательный заряд, который позволял придать новому снаряду скорость 427 м/с, что позволило увеличить дальность до 9,7 км. Но в связи со снижение качества стволов в 1918 году стрельба 9-м зарядом была запрещена.

Скорострельность орудия составляла до 8 выстрелов в минуту (при заранее выбранном заряде и установленном взрывателе), нормальной же была скорострельность 2 – 3 выстрела в минуту.

 

В подствольной коробке находился пружинно-гидравлический механизм гашения отката, на ней же в задней части находились зубчатые сектора вертикального наведения и цапфы. Орудие было смонтировано с очень большим перевесом дульной части, так что основная нагрузка приходилась на сектора. Диапазон вертикального наведения составлял от – 10 до + 40 градусов.

Лафет орудия был взят от гаубицы 1909 года почти без изменений и был унифицирован с лафетом от 77-мм пушки. Лафет был однобрусным, но вблизи казенной части орудия станины немного расходились.

Качающаяся часть орудия была установлена в вилке, которая поворачивалась относительно лафета на 2 градуса в каждую сторону.

Орудие имело достаточно тонкий щит, который пробивался пулями и осколками, прорези для прицела и ствола были прикрыты заслонками. Перед щитом были сохранены сиденья для расчета, хотя в период позиционной войны они совершенны не были нужны.

Устанавливалось орудие на деревянные колеса, с тормозами на ободе.

Новая гаубица была тяжелее, чем прежняя, но не намного. Ее масса на огневой позиции составляла 1,38 тонны, а при перевозке с передком (который был и зарядным ящиком) – до 2,5 тонны. Т.е. по массе при транспортировке орудие приближалось к тяжелым, а скорость возки была в районе 5 км/ч.


-----

 

В 1917 и 1918 года 10,5-см гаубица массово выпускалась на заводах Рейнметалл и Крупп. Всего до начала 1919 года было выпушено около 14,7 тысяч орудий. Однако германская армия и теряла легкие гаубицы в огромных количествах. На максимуме их численности в армии находилось одновременно около 4 тысяч легких гаубиц обр. 1916 года, из них в дивизионной артиллерии числилось до 3 тысяч штук. К концу же войны оставалось всего 3 тысячи орудий (по разным данным от 3004 до 3044).

Кроме Германской империи в годы Первой мировой эксплуатировали данные орудия Болгария (получила до 100 орудий) и Турция.

После ПМВ 10,5 см гаубицы состояли на вооружении армий Германии (до 1935 года), Бельгии, Литвы, Польши, Болгарии и Турции (до 1945 года). В ходе Второй мировой орудие использовалось Третьим Рейхом в качестве орудия береговой обороны. Известно об установке данного орудия на шасси трофейных французских и британских танков. Также эти гаубицы поступали на вооружение пехотных дивизий третьей очереди (войска во Франции и оккупационные войска в Европе).

Как уже отмечалось германские войска потеряли в ходе ПМВ очень большое количество гаубиц, поэтому и в качестве трофеев Антанте достались тысячи штук. Поэтому и сохранились они лучше всего в странах Антанты. До настоящего времени дожило около 30 единиц 10,5 cm leichte Feldhaubitze 16.

Предыдущее: Горная гаубица 10-см М 08/10 (Австро-венгрия).  Следующее: Ввинтовка Манлихер М 95.

Cодержание: Первая Мировая Война.

Вернуться в начало раздела: Оруже времен Первой мировой войны.

***   ^^^

Метки статьи:


 


Добавьте комментарий.
Их еще мало...

Понравилось? Нажми здесь!! ( )

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО

Немного истории 2013 - 2017 (l, s, v)