Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
РАФ БЕ2 (RAF B.E.2).
Во-вторых, Милютинская реформа системы подготовки офицерских кадров, несомненно, повысила общий образовательный уровень офицерского корпуса. Юнкеры из дворянского сословия (имеющие лишь слабое домашнее образование) не могли после реформы просто так получить офицерский чин после пары лет службы в полку.
С другой стороны, образование не заменяло опыт. А опытных младших офицеров стало меньше из-за прекращения производства в офицерский чин унтер-офицеров за выслугу лет.
Затем нужно отметить, что качество офицеров подготовленных училищами были невысоким (за один или два года в армии готовили унтер-офицера, а для полноценной подготовки офицера требовалось больше времени). В немалой степени большая длительность минимальной подготовки определялась сложностью строевых уставов, с сохранившимися с николаевских времен многочисленными построениями и перестроениями.
Педагогической подготовки у молодых офицеров вообще не было. Специально учить этому не считалось нужным. Опыт обучения солдат полагалось нарабатывать уже во время службы.
При этом изменения в структуре военного образования не увеличили численности подготавливаемых ежегодно офицеров. Из-за финансовых ограничений оно держалось в районе 1,5 тысяч человек и покрывало только потребности мирного времени. Армия не могла позволить себе иметь запас офицерских кадров, необходимый для развертывания новых дивизий и для восполнения убыли военного времени. Когда в 1876 году возникла опасность новой войны против Турции и началась подготовка к ней, срочно пришлось производить в офицеры унтеров, юнкеров и вольноопределяющихся. Хотя, надо заметить, в армии все же был накоплен небольшой запас юнкеров, которые не получили офицерский чин сразу после окончания училища.
Одновременно надо отметить, что сокращение сроков службы нижних чинов и уничтожение системы подготовки унтер-офицеров из кантонистов привело к снижению как числа опытных унтер-офицеров в армии, так и стремление их выслужиться в офицеры. Унтер-офицер из крестьян, чаще всего, не успевал подготовиться к экзамену на офицерский чин за 9 – 10 лет службы.
Таким образом, из-за слабости офицерского корпуса русская армия в начале 1870-х годов была совершенно неподготовлена к введению всеобщей воинской повинности, а особенно к формированию ополчений в военное время. По этой же причине армия была плохо подготовлена к войне. В ходе большой войны качество офицерского корпуса неизбежно и очень быстро падало (как и это произошло уже в самом начале Первой мировой войны), а пополнять его за счет унтеров, как это было в Крымскую войну и ранее, стало проблематично.
Также армия оказалась неподготовлена к реальному увеличению количества дивизий и корпусов, поскольку выпуск из Николаевской военной академии был недостаточен. Увеличение выпуска из академии примерно до 50 человек в год, чего удалось добиться в 1860-х годах, лишь примерно на половину покрывало потребности военного времени в штабных работниках. Практическая подготовка генштабистов оставалась недостаточной. Тем не менее, корпус офицеров Генерального штаба увеличился по сравнению со временами Крымской войны вдвое.
В несколько меньшей степени увеличению армии мешал недостаток артиллеристов и инженеров (их подготовка шла более быстрыми темпами, чем подготовка штабистов). Не хватало армии и топографов, но эта проблема легко решалась за счет улучшения планирования и повышения финансирования топографических работ.
Армия в достаточной степени обеспечила себя только военными юристами, чиновниками и военными врачами (с учетом того, что в случае войны предполагалось привлечь и гражданских врачей для лечения раненых). Вообще подготовка врачей в Военно-хирургической академии была поставлена для своего времени очень хорошо.
Предыдущее: Замечания по реформе. Часть 1. | Следующее: Замечания по реформе. Часть 3. |
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО