En
---
Логотип в центре

Свежее на сайте

Александр Иванович Литвинов.
А.А. Строков про Восточно-Прусскую операцию. Часть 2.
Битва на Сомме. Третий этап и завершение.
Два документа 4-й армии от 21. 10. 1914.
Французская 155-мм длинная пушка Шнейдера обр. 1917 года

Шрифт: A   A   A

В этот день в прошлом

28. 11. 1916. - Началось ноябрьское наступление в Карпатах.

Цивилизация долины Инда. Часть 2.

Хараппская металлургия была развита гораздо лучше, чем где-либо на Древнем Востоке. Собственно, медь впервые начали плавить именно в долине Инда где-то около 6 – 7 тысяч лет назад. Во времена Хараппской цивилизации здесь кроме меди производили свинец, олово, а значит и бронзу. В Хараппских городах было достигнут очень высокий уровень искусства литья. Поэтому медь и бронза были одними из основных предметов экспорта. В каком-то смысле можно вести речь о металлургической индустрии, поскольку разработка рудных месторождений велась в очень крупных масштабах.

Также очень развиты были обработка камня (напримар, активно экспортировались изделия из сердолика) и гончарное производство. Изделия гончаров из долины Инда вывозились в Среднюю Азию и в Иран. Внутри страны из керамических изделий были популярны печати, части изготавливались разнообразные статуэтки, но в основном из глины производился кирпич. Хараппские города были построены в основном из обожженного кирпича, что кстати требовало огромного количества топлива (которого в настоящее время в долине Инда нет).

Вообще, транспорт и торговля играли очень важную роль в экономике Хараппской цивилизации. Пожалуй, именно в долине Инда началось активное использование колесного транспорта (запрягали, как и везде на Древнем Востоке, волов), а также парусных кораблей. По суше товары везли через Афганистан в Среднюю Азию и дальше на север, а также через Афганистан в Иран. По морю велась торговля с Шумером, Вавилонией, Аравией и странами Персидского залива. Скорее всего, мореходы умели использовать муссонные ветра, тем более, что муссоны были заметно сильнее, чем сейчас. Понятное дело, существовали и речные перевозки – от побережья в глубь страны и обратно.

Заметим, что эта торговля поддерживала существование постепенно бедневших Хараппских городов даже в эпоху, когда началось наступление пустынь. Однако общий кризис мировой торговли в конце бронзового века и ослабление приводивших в движение корабли муссонов привели к их полному исчезновению. В этот же период в долине Ганга сложились гораздо лучшие условия для двухсезонного земледелия, но освоение новых земель требовало больших затрат труда, т.е. трудовых ресурсов возведения городов и дорог стало намного меньше. Поэтому новые города массово стали возникать только через примерно 500 – 700 лет после исчезновения Хараппской цивилизации. Ремесленные традиции этой цивилизации не были утрачены полностью, но из-за сокращения торговли исчезли ремесленные центры.

Исчезновение Хараппской цивилизации совпало по времени с проникновением в Индию арийских племен, железной металлургии и новых верований. В результате исчезли язык и (прото) письменность этой цивилизации, что создает видимость ее катастрофической гибели. Но это не совсем так, хотя некоторые города и были разграблены пришельцами.

Исчезновение языка и письменности может служить дополнительным признаком того, что цивилизация в долине Инда не смогла создать эффективное государство, институты которого были бы использованы пришлыми племенами, или которое было бы перенесено населением в новые места обитания. Скорее всего, государство просто не понадобилось при том климате, который наблюдался в долине Инда, и при отсутствии заметной внешней угрозы.

Предыдущее: Цивилизация долины Инда. Часть 1.  Следующее: Вавилония. Часть 1.

Cодержание: Экономическая история цивилизации.

***

Метки статьи:


 


Добавьте комментарий.
Их еще мало...

Понравилось? Нажми здесь!! ( )

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ

Немного истории 2013 - 2017 (tl1, l, s, v)