En
---
Логотип в центре

Свежее на сайте

Итоги Милютинской реформы. Часть 3.
А.А. Строков про Восточно-Прусскую операцию. Часть 2.
3-пудовая бомбовая пушка обр. 1838 / 49 гг
Директива 14.10.1914.
Фарман Ф50 (Farman F.50).

Шрифт: A   A   A

В этот день в прошлом

19. 4.

Вторая промышленная революция. Часть 2.

Конец 19-го века стал временем и революции в химии. В первую очередь в органической химии производных каменного угля. Были изобретены красители на основе анилина и пикриновой кислоты, были созданы новые взрывчатые вещества, появились технологии массового синтеза кислот, аммиака и т.д. Химическое производство позволило в начале 20-го века совершить новую революцию в сельском хозяйстве (за счет внедрения синтетических удобрений) и стало производителем новых благ, которых раньше не было.

Новым классом благ, созданным химической промышленностью, были и лекарственные средства. Раньше медицина имела очень ограниченный набор средств, чтобы помочь человеческому организму справиться с болезнью. А в конце 19-го и начале 20-го века наблюдается бум синтеза новых препаратов: противовоспалительных, жаропонижающих, антисептических и т.д. Здоровье постепенно стало благом, которое можно было купить.

 

Нужно заметить, что во время Второй промышленной революции было освоено массовое производство технически сложных изделий. Из наиболее массовых можно отметить швейные машины и автомобили (а еще винтовки, часы, печатающие машинки и еще много чего). Все эти изделия производились с глубочайшим разделением труда. Над производством одной детали могло трудиться несколько человек, и еще несколько десятков (или сотен человек) отвечали за сборку изделия.

Чтобы это стало возможным, в технологию производства был включен конвейер (поточная система сборки). Потребовалось научно организовать процесс производства, чтобы в нем не было узких мест, и никто из работников не простаивал. Наконец, потребовалось добиться не только стандартности производимых деталей, но их точности, которая была на порядок выше, чем в начале 19-го века.

Стандартизация же дошла до того, что были введены национальные стандарты производства технических изделий. Именно в это время появились стандартные болты, гайки и другие резьбовые изделия. Появились стандарты качества материалов. Теперь конструктору, чтобы описать новое изделие и процесс его производства, нужно было просто перечислить стандартные материалы и стандартные изделия, с которых можно начать производство, а «изобрести» ему нужно было лишь процесс окончательной сборки.


-----

Таким образом, в результате Второй промышленной революции появилось множество новых благ, доступных практически всем слоям населения. Если ранее человеку были нужны дом, одежда, обувь и еда; то теперь он постоянно приобретал транспортные услуги (или транспортные средства), покупал лекарства, пользовался водопроводом, канализацией и освещением. Произошло кардинальное изменение стандартов жизни и кардинальное увеличение потребностей.

А еще человек привыкал потреблять новости и общаться на расстоянии. Пока это были газеты (читать умело уже подавляющее большинство населения индустриальных стран), но на пороге было уже радио. А газеты уже собирали новости со всего мира через глобальную телеграфную сеть. Люди же общались на большие расстояния с помощью телеграфа, а внутри городов – с помощью телефона.

На рынке труда во второй половине 19-го века наблюдался рост спроса на квалифицированную рабочую силу. Для неквалифицированного рабочего также было много работы. Но все же все больше было такой работы, которую мог выполнить только человек, имеющий хотя бы начальное образование и профессиональную подготовку. Например, собрать автомобиль на конвейере могли и неквалифицированные рабочие после нескольких дней обучения. Но многие детали для него должен был изготавливать рабочий с квалификацией, умеющий, по крайней мере, прочесть чертеж.

В результате, со второй половины 19-го века начался быстрый рост заработной платы, связанный не только с ростом производительности труда, но и с его относительной дефицитностью. За рабочие руки конкурировало все больше отраслей промышленности (а также сельского хозяйства, торговли и быстро растущей сферы услуг). Рост потребностей заставлял экономику расти быстрее, чем рынок труда, что подгоняло рост зарплат и одновременно трудовую миграцию.

Технологи, разумеется, постоянно стремились сократить количество квалифицированного труда при производстве изделий, но это не мешало постоянному росту численности рабочей аристократии. Ведь новые сложные предметы быта или новые машины на производстве еще нужно было чинить… Так что в обществе новый средний класс становился все заметнее и все влиятельнее. Его борьба за свои права привела к формированию социалистических и социал-демократических партий по всей Европе (а затем и в других странах, переживающих индустриализацию). Повсеместное распространение получили профсоюзы, бороться с которыми предпринимателям было очень сложно, поскольку теперь заменить рабочего человеком с улицы было нельзя.

Таким образом, образование (причем «реальное», а не гуманитарное) становилось путем достижения успеха в жизни. А это означало резкий рост спроса на образование в обществе и одновременно борьбу за образованных людей и квалифицированных работников между предприятиями и даже государствами.

Кроме того, образованный, достаточно богатый и политически активный средний класс при своей многочисленности и влиянии на нижние слои рабочего класса не мог не начать оказывать прямое влияние на всю политическую жизнь в государстве и даже на политическое устройство государства. Существование монархических и аристократических режимов стало очень сложным. Шансов устоять против социальных и экономических протестов у них было мало, тем более что государственная власть была вынуждена опираться на массовые армии. Возникли все предпосылки для формирования демократических республиканских режимов. И только такие режимы могли обеспечить процветание экономики при свободе движения капиталов и рабочей силы. Но индустриальная экономика данного периода была достаточно неустойчивой, что не могло не порождать социальные взрывы даже в демократических государствах и создавало предпосылки для появления диктатур.

Предыдущее: Вторая промышленная революция. Часть 1.  Следующее: Американская модель. Часть 1.

Cодержание: Экономическая история цивилизации.

***   ^^^

Метки статьи:


 


Добавьте комментарий.
Их еще мало...

Понравилось? Нажми здесь!! ( )

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || КорВИО

Немного истории 2013 - 2017 (l, s, v)