Всеволод Юрьевич Большое гнездо.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Схема Инкерманского сражения.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
Ввинтовка Ли - Энфилд.
Постиндустриальная экономика с ее излишним производством, которая сложилась во второй половине 20-го века, вызывала неприятие (вплоть до полного отторжения) у некоторых людей по той причине, что она наносила все больший вред окружающей среде. Но можно сказать, что до 1970-х годов таких людей было подавляющее меньшинство.
Однако уже в конце 1960-х все больше людей на своей шкуре почувствовало, что развитие экономики в прежнем направлении приближается к тупику. Первыми это почувствовали жители мегаполисов США, а также жители Токио. Быстрая автомобилизация, когда уже каждая семья владела автомобилем, привела к появлению автомобильных пробок и одновременно к появлению над городами смога, который не рассеивался неделями и месяцами.
В общем, в развитых странах уже в начале 1970-х годов возникло «Зеленое движение», которое заявило, что сохранение окружающей среды обязательно должно сопутствовать общественному и экономическому развитию.
Некоторое время «Зеленое движение» было маргинальным, но нефтяные кризисы 1970-х заставили очень многих задуматься о возможности исчерпания природных ресурсов, а затем, в середине 1980-х годов, весь мир узнал сначала про «озоновые дыры», потом про глобальное потепление; и «зеленая» проблематика стала выходить на одно из первых мест в политической повестке дня.
В 1980-х были сформулированы основные направления, в которых действуют «зеленые»: борьба с бытовым загрязнением окружающей среды, борьба с вредными технологиями, борьба с глобальным потеплением, создание условий для «устойчивого развития». Под последним понималось такое развитие цивилизации, при котором исчерпание ресурсов компенсировалось бы развитием новых технологий в сфере их сбережения и замены исчерпаемых ресурсов возобновляемыми.
В общем, с начала 1980-х партии и группировки зеленой направленности постоянно присутствуют во власти, и происходит постепенное «позеленение» общества, государства и экономики.
При этом общество в развитых странах быстрее становится экологически ориентированным, чем экономика (и сфера производства). Признаками того, что общество стало «зеленым» можно считать и раздельный сбор мусора, и согласие автомобилистов платить за экологически безопасное топливо (c начала 1990-х годов) и за системы, снижающие выбросы их автомобилей (с конца 1990-х годов). (Общество, однако, не настолько позеленело, чтобы отказаться от автомобилей и пересесть на велосипеды…) В последнее время мы видим также борьбу с бытовым загрязнением окружающей среды полимерными отходами, которая идет по нескольким направлениям (сбор и переработка пластика, отказ по возможности от пластиковой упаковки и т.д.).
Позеленело и государство (имеется в виду власть на разных уровнях в целом). Мы видим повсеместный учет в развитых странах экологической составляющей в инфраструктурных проектах, отказ от грязных технологий в контролируемых государством отраслях (в частности в энергетике), поддержку переработки отходов, поддержку зеленой энергетики (ветряной, солнечной, биотопливной), стремление поддерживать бережливость граждан по отношению к ресурсам (воде, энергии и т.д.). При разрешении на строительство каких-либо промышленных объектов государства стали учитывать вред, который эти объекты нанесут и могут нанести окружающей среде.
Международная борьба с экологическими проблемами пока увенчалась лишь одним зримым успехом – запрещением фреонов в холодильных установках, что замедлило разрушение озонового слоя. Международная борьба с парниковыми газами пока не дала существенных результатов, как и борьба с загрязнением мирового океана.
Предыдущее: Деколонизация. | Следующее: Зеленая Экономика. Часть 2. |
Cодержание: Экономическая история цивилизации.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО