Всеволод Юрьевич Большое гнездо.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Схема Инкерманского сражения.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
Ввинтовка Ли - Энфилд.
После арабского завоевания Ирана и установления там достаточно сурового по отношению к коренному населению и коренной элите режима, произошел отток населения на окраины бывшей Сасанидской империи, которые хуже контролировались арабами, где сохранялись полунезависимые неарабские государства, и где ислам не навязывался.
В результате, в Средней Азии, находившейся на границе трех сфер влияния, произошел рост населения и поглощение местного населения персидским. Одновременно города Средней Азии стали прибежищем интеллектуальной элиты и местом сохранения материальной культуры Персии и всего античного мира. Это сказалось во времена расцвета мусульманской культуры и науки (начиная с 10 века).
Но сначала Средняя Азия оказалась на стыке трех цивилизаций: тюркской, китайской и арабской. Их соперничество и постепенное ослабление в 8-м и 9-м веках делало Среднюю Азию тем регионом, который мог развиваться достаточно свободно. Но его развитие не было мирным. Через Среднюю Азию на запад одно за другим шли тюркские племена, переселявшиеся из Степи на Ближний восток, в Иран и в Малую Азию. При этом и местное население и тюрки принимали ислам, причем чаще добровольно, чем по принуждению. Нередко Средняя Азия становилась и ареной борьбы мусульманских государств между собой.
В 9 – 10 веках в Средней Азии господствовала империя Саманидов, имевшая центрами Самарканд и Бухару. Потом в Средней Азии господствовали Газневиды, их сменили Сельджукиды, а в конце 12-го и начале 13-го веков вся Средняя Азия вошла в состав государства Хорезмшахов. Но часть территории постоянно контролировалась различными кочевыми племенами.
Эти государственные образования были развитыми феодальными мусульманскими государствами, в которых существовала лестница феодалов, причем многие из них принадлежали к местным племенам. Но большая часть феодалов и правителей областей относились к разнообразным тюркским племенам. Большая часть войска состояла из тюрков, но гражданская администрация была ираноязычной, как и подавляющая часть населения. В какой-то мере это и стало причиной неудачи хорезмшахов при создании централизованного государства, уничтожив непокорную племенную знать.
Подлинный расцвет экономики Средней Азии начался в 10-м веке, когда в Китае пала династия Тан, и северный Китай был завоеван кочевниками. Торговля по Великому Шелковому Пути сократилась, и многие китайские товары были заменены товарами среднеазиатского производства. В первую очередь заменены были шелк и бумага (их производство было освоено в 8-м веке, когда Китайская династия Тан владела Средней Азией). Кроме того, Средняя Азия производила хлопковые ткани (заменяя своими тканями индийские), изделия из металла (во всех соседних странах славились черный металл из Хорезма и цветные металлы из предгорных районов)…
В результате, города в Средней Азии стали крупнейшими в мире. Население Самарканда, например, можно оценить в миллион человек. В этих городах строились мечети, медресе, книгохранилища (фактически, образование было одной из важных отраслей экономики, так как в Средней Азии обучали священнослужителей, законоведов и управленцев для половины мусульманского мира). Достоверно известно, что в этот период в Самарканде действовал водопровод.
Однако в связи с постоянной угрозой вторжения кочевников и угрозой нападения соседних мусульманских государств почти все города были укреплены, причем несколькими стенами. Общая длина городских стен в Средней Азии может быть оценена в 1000 км, и содержание всех этих укреплений съедало значительную часть бюджета, тем более что Средняя Азия – регион сейсмоопасный, а кирпичные постройки при слабых фундаментах легко разрушались.
Итак, городские центры Средней Азии были центрами ремесла (в них развивались все известные на то время ремесла) и торговли (все же Средняя Азия была перекрестком торговых путей). Кроме того, Средняя Азия в этот период была центром работорговли. Рабство в классическом виде не было распространено в мусульманском мире, но имелся постоянный спрос на домашнюю прислугу, наложниц, евнухов и воинов-рабов (кочевые тюркские племена продавали пленных, а в мусульманских странах их обращали в ислам и делали воинами, которые не имели бы родственных связей с местной знатью).
Предыдущее: Китай времен Сун. Часть 2. | Следующее: Домонгольская Средняя Азия. Часть 2. |
Cодержание: Экономическая история цивилизации.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО