Ликвидация крепостного права в России.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Схема Синопского сражения.
Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Часть 5.
15-см пушка обр. 1915 г. (45 кал.)
14. 2.
Синопское морское сражение, состоявшееся 18 (30) ноября 1853 года на рейде турецкого порта Синоп, стало, во-первых, единственным крупным морским сражением в период Крымской войны; во-вторых, последним морским сражением с участием парусных кораблей. Это сражение было типичным прибрежным сражением парусной эпохи: обе стороны стояли на якоре друг против друга, причем турецкой стороне помогали береговые батареи. И по традиции прибрежных сражений парусных кораблей оно завершилось почти полным уничтожением османской эскадры, за что получило в европейской прессе наименование «Синопской резни». При этом западные корреспонденты особенно напирали на разрушения на берегу и особенно в городе. Это и привело к тому, что Синопское сражение стало поводом к дипломатическому обострению, а потом и к вступлению Англии и Франции в войну.
Поскольку наступательные действия на суше турецкая сторона планировала в Закавказье, то с самого начала войны турецкий флот осуществлял перевозки войск и припасов между Стамбулом и Батуми. Русские же крейсируя у берегов Малой Азии пытались этому помешать.
Сильный шторм 8 (20) ноября загнал на Синопский рейд отряд турецких судов под командованием Осман-паши. Всего в этом порту собралось 12 военных судов и 2 транспорта. Поскольку после шторма установился восточный ветер, Осман-паша решил дожидаться хорошей погоды, чтобы продолжить свое плаванье.
В это же время русская эскадра под командованием адмирала П. Нахимова крейсировала восточнее Синопа. Первоначально она состояла из 9 судов, но фрегат «Кагул» был направлен к мысу Керемпе в 150 км западнее Синопа, а корабли «Святослав» и «Храбрый», фрегат «Коварна» и пароход «Бессарабия» в результате шторма получили повреждения и вынужденно уши в Севастополь. Поэтому к Синопу 11 (23) ноября подошли лишь 4 судна. Приблизившись к порту на расстояние около 3,5 км, Нахимов смог пересчитать вражеские суда. Было замечено 7 фрегатов, 3 корвета (или два корвета и шлюп), 2 парохода и 2 транспорта. Получалось, что противник сильнее русской эскадры. Тем не менее, Нахимов отправил в Севастополь бриг «Эней» с донесением, а сам решил остаться у Синопа и блокировать турецкую эскадру Осман-паши. А после возвращения из Севастополя кораблей, отправленных на ремонт, адмирал П. Нахимов планировал атаковать противника, несмотря на наличие береговых батарей, дающих туркам значительное преимущество в бою.
В Санкт-Петербурге совершенно не желали провоцировать расширение конфликта и вступление в него Великобритании. Поэтому в Севастополь было отправлено предписание не атаковать турецкие города, бить вражеский флот в море и прекратить сообщение между Стамбулом и Батумом. Эта директива была получена не позднее 5 (17) ноября. Однако князь А. С. Меншиков отправил адмиралу Нахимову другой приказ: уничтожить вражеский флот в Синопе, а потом идти к восточному побережью Черного моря для борьбы с турецкими пароходами.
Одновременно прибытие в Севастополь пострадавших во время шторма судов заставило князя Меншиков срочно направить на помощь отряду Нахимова отряд адмирала Ф. Новосильского в составе 5 кораблей: «Париж», «Великий кн. Константин», «Три Святителя», «Варна», «Гавриил» и 2 фрегатов. Однако встретились с отрядом Нахимова только первые три корабля, а «Варна» и «Гавриил» из-за повреждений вернулись в Севастополь. Эта встреча состоялась16 (28) ноября. С этого момента бой на рейде был неизбежен.
Турки за это время так и не попытались выйти в море. Идти в с направлении Батуми им мешал встречный ветер, а двинуться в направлении Стамбула не желал Осман-паша, поскольку надеялся продолжить плавание к берегам Кавказа и одновременно опасался, что будет атакован при выходе в море, когда ветер будет благоприятствовать русским. Силы Нахимова турецкий адмирал преувеличивал и просил подкреплений.
Еще нужно отметить, что 17 (29) ноября из Севастополя на соединение с эскадрой Нахимова вышел отряд адмирала Корнилова из трех паровых фрегатов: «Крым», «Одесса», «Херсонес». До этого князь Меншиков совершенно не думал о том, что адмиралу Нахимову во время боя могут потребоваться пароходы для буксировки поврежденных кораблей или для преследования убегающего противника.
Предыдущее: На море в 1853 году. Часть 2. | Следующее: Синопское сражение. Часть 2. |
Cодержание: Крымская война 1853 - 56.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО