Всеволод Юрьевич Большое гнездо.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Схема Инкерманского сражения.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
Ввинтовка Ли - Энфилд.
Кликните изображение, чтобы увеличить.
Крепостная гаубица обр. 1909 года была разработана фирмой Крупп и представлена на конкурс в качестве тяжелой полевой гаубицы для Русской Императорской Армии. Легко догадаться, что конкурс она проиграла и на вооружение полевой артиллерии была принята гаубица фирмы Шнейдера. Однако гаубица фирмы Круппа оказалась проста в изготовлении и эксплуатации, легко осваивалась в войсках и ничуть не уступала гаубице Шнейдера по баллистике. В результате, ее было решено принять на вооружение в качестве крепостного и осадного орудия и выпускать на Мотовилихинском заводе (в Перми). В ходе Первой Мировой Войны гаубица обр. 1909 года стала вытеснять в произвостве гаубицу Шнейдера. А в 1930-м году, после модернизации, гаубица оразца 1909/30 года стала основным тяжелым орудием Красной Армии и массово выпускалась на Мотовилихинском заводе, так и оставшись самой массовой гаубицей до конца Великой Отечественной.
Конструкция гаубицы 1909 года была типичной для орудий этого класса. Однобрусный лафет; короткий ствол, оттягивающийся назад при перевозке; октат ствола при выстреле по салазкам, вместе с которыми ствол и поднимался при вертикальной наводке; малый угол горизонтальной наводки (по 2,5 градуса вправо-влево); чтобы навести орудие на другую цель его нужно было повернуть, приподняв станину, а потом снова ее заглубив в землю (на неровной поверхности это стребовало усилий всего расчета); поршневой замок; неподрессоренные деревянные колеса, ограничивающие скорость возки орудия до 5 км/ч.
До начала ПМВ гаубица 1909 года могла быть признана очень хорошей. При небольшой массе (около 3 тонн в походном положении) она обладала неплохой нальнобойностью (7 - 8 км в зависимости от типа снаряда) и способностью разрушать вражеские укрепления. Снаряд весом более 40 кг, бросаемый со скоростью 350 м/с, легко разрушал любые гражданские постройки и небетонированные полевые укрепления, поражая укрывшуюся живиую силу противника.
Но уже в ходе Первой Мировой Войны вскрылись ее недостатки. Во-первых, недостаточная дальнобойность: тяжелые орудия часто располагались на расстоянии 4-5 км от фронта и поэтому не могли бомбардировать даже вторую полосу обороны противника. Во-вторых, короткий ствол приводил к сильному рассеиванию снарядов на предельных дальностях стрельбы и не позволял уничтожать малоразмерные цели, вроде пулеметных блиндажей. В-третьих, ограничение угла вертикальной наводки 40 градусами не позволяло использовать орудие в качестве мортиры, т.е. разрушать прочные перекрытия вражеских убежищ навесным огнем. В-четвертых, перевозить орудие по грунтовым дорогам было очень сложно: узкие колеса застревали в грунте, а малая ширина орудия делала его неустойчивым на неровной дороге.
В ходе модернизации орудие получила удлиненную камору, что привело к учеличению заряда, к росту начальной скорости снаряда до 390 м/с, к увеличению дальности стельбы до 9 км. Был упрощен подъемный механизм. Были введены сплошные металлические колеса с грузошинами. За счет этого орудие могло стрелять с мягкого грунта, а скорость возки возрасла примерно до 10 - 15 км/ч.
Но основные недостатки орудия в бою устранить при модернизации не удалось.
Кстати, на нижней фотографии (сделана в 1915 году) мы видим типичное для гаубиц 1909 года повреждение ствола и салазок при неполном разрыве (скорее всего, чугунного) снаряда во время выстрела.
Предыдущее: Моонзундская операция. | Следующее: План развертывания русских 1912 г. |
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО