Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Трофейные германские орудия.
Парижский трактат 1856.
РАФ ФЕ2 (RAF F.E.2).
Воздушная подготовка операции на Сомме началась весной 1916 года, когда союзники, имея в районе будущей битвы более 150 разведывательных самолетов, начали фотографирование всей германской обороны. Союзники в этот период выяснили все общие черты трех оборонительных полос противника, а последующие полеты разведчиков в середине мая и в последние дни перед бомбардировкой лишь уточнили детали.
С середины мая над районом будущей Битвы начались воздушные сражения. Британцы и французы активно препятствовали проникновению вражеских разведчиков и бомбардировщиков за линию фронта.
В период первоначальной бомбардировки германских позиций авиация союзников в основном занималась обнаружением позиций артиллерии и уничтожением аэростатов. Уже 25 июня германцы потеряли 5 аэростатов и еще 10 были повреждены. В следующие дни германские аэростаты исчезли с неба (ракетное вооружение Ньюпоров 17 показывало свою эффективность). А атаки германцев на вражеские аэростаты были безуспешны.
30 июня началась следующая стадия наступления в воздухе. Авиация союзников совершила бомбардировочные вылеты на вражеские железнодорожные станции вплоть до Сен-Кентена и Камбре. В целом налеты были успешны, на всех станциях движение было нарушено, и лишь у Сен-Кентена союзники понесли значительные потери (3 машины).
Британские истребители переключились на борьбу с авиацией противника и к началу наступления на земле завоевали господство в воздухе, сбив до десяти машин противника. Поэтому в первые дни Битвы на Сомме союзники полностью доминировали в воздухе над передним краем и даже в ближнем тылу у противника.
И с самого первого дня авиация Антанты контролировала продвижение пехоты вперед, бомбила и штурмовала вражеские резервы и батареи. Временно дальность действия бомбардировщиков была уменьшена до района Перона и Бапома. Налеты на Камбре осуществлялись небольшими силами, а германская сторона усилила именно ПВО этой важнейшей станции, что привело к потерям для союзников. И разумеется, постоянно велась разведка, которой несколько раз удавалось обнаружить слабые места в обороне германцев.
После 10 июля союзники, не добившись прорыва фронта и столкнувшись со свежими германскими войсками, вновь стали бомбить удаленные от фронта железнодорожные узлы. При этом после неудач начала июля бомбардировщики стали летать на большой высоте под прикрытием истребителей. В результате точность бомбометания снизилась, но его психологический эффект сохранялся.
В дальнейшем до конца июля ситуация не менялась. Британские и французские самолеты ходили по головам германских пехотинцев и артиллеристов. Бомбардировщики совершали рейды в тыл германцам. Истребители легко прогоняли германские самолеты, появлявшиеся над полем боя. Германцы почти никогда не отваживались пересечь линию фронта (германское командование стремилось беречь технику и людей).
Предыдущее: Четвертый этап Битвы на Сомме. Часть 4. | Следующее: Битва на Сомме в воздухе. Часть 2. |
Cодержание: Западный фронт ПМВ; Первая Мировая Война.
Вернуться в начало раздела: Битва на Сомме.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО