Всеволод Юрьевич Большое гнездо.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Схема Инкерманского сражения.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
Ввинтовка Ли - Энфилд.
Воздушная подготовка операции на Сомме началась весной 1916 года, когда союзники, имея в районе будущей битвы более 150 разведывательных самолетов, начали фотографирование всей германской обороны. Союзники в этот период выяснили все общие черты трех оборонительных полос противника, а последующие полеты разведчиков в середине мая и в последние дни перед бомбардировкой лишь уточнили детали.
С середины мая над районом будущей Битвы начались воздушные сражения. Британцы и французы активно препятствовали проникновению вражеских разведчиков и бомбардировщиков за линию фронта.
В период первоначальной бомбардировки германских позиций авиация союзников в основном занималась обнаружением позиций артиллерии и уничтожением аэростатов. Уже 25 июня германцы потеряли 5 аэростатов и еще 10 были повреждены. В следующие дни германские аэростаты исчезли с неба (ракетное вооружение Ньюпоров 17 показывало свою эффективность). А атаки германцев на вражеские аэростаты были безуспешны.
30 июня началась следующая стадия наступления в воздухе. Авиация союзников совершила бомбардировочные вылеты на вражеские железнодорожные станции вплоть до Сен-Кентена и Камбре. В целом налеты были успешны, на всех станциях движение было нарушено, и лишь у Сен-Кентена союзники понесли значительные потери (3 машины).
Британские истребители переключились на борьбу с авиацией противника и к началу наступления на земле завоевали господство в воздухе, сбив до десяти машин противника. Поэтому в первые дни Битвы на Сомме союзники полностью доминировали в воздухе над передним краем и даже в ближнем тылу у противника.
И с самого первого дня авиация Антанты контролировала продвижение пехоты вперед, бомбила и штурмовала вражеские резервы и батареи. Временно дальность действия бомбардировщиков была уменьшена до района Перона и Бапома. Налеты на Камбре осуществлялись небольшими силами, а германская сторона усилила именно ПВО этой важнейшей станции, что привело к потерям для союзников. И разумеется, постоянно велась разведка, которой несколько раз удавалось обнаружить слабые места в обороне германцев.
После 10 июля союзники, не добившись прорыва фронта и столкнувшись со свежими германскими войсками, вновь стали бомбить удаленные от фронта железнодорожные узлы. При этом после неудач начала июля бомбардировщики стали летать на большой высоте под прикрытием истребителей. В результате точность бомбометания снизилась, но его психологический эффект сохранялся.
В дальнейшем до конца июля ситуация не менялась. Британские и французские самолеты ходили по головам германских пехотинцев и артиллеристов. Бомбардировщики совершали рейды в тыл германцам. Истребители легко прогоняли германские самолеты, появлявшиеся над полем боя. Германцы почти никогда не отваживались пересечь линию фронта (германское командование стремилось беречь технику и людей).
Предыдущее: Четвертый этап Битвы на Сомме. Часть 4. | Следующее: Битва на Сомме в воздухе. Часть 2. |
Cодержание: Западный фронт ПМВ; Первая Мировая Война.
Вернуться в начало раздела: Битва на Сомме.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО