En
---
Логотип в центре

Свежее на сайте

Итоги Милютинской реформы. Часть 1.
А.А. Строков про Восточно-Прусскую операцию. Часть 2.
3-пудовая бомбовая пушка обр. 1838 / 49 гг
Директива 14.10.1914.
Фарман Ф50 (Farman F.50).

Шрифт: A   A   A

В этот день в прошлом

14. 4.

Экономические причины Первой Мировой Войны. Часть 3.

Изменения в экономической силе и развитости государств привели к изменениям и в мировой торговле, в частности произошло перенаправление торговых потоков. Об этом будет сказано ниже.

Но в первую очередь нужно отметить, что в мировой торговле во второй половине 19-го века произошли революционные изменения, связанные с техническим и технологическим прогрессом. С появлением парового флота морские перевозки не стали дешевле, но стали регулярнее, быстрее и прогнозируемее. Удешевление перевозок произошло уже в самом конце 19-го и начале 20-го века, когда рост объемов перевозок и развитие технологии судостроения позволили выпустить на океанские линии транспорты водоизмещением более 10.000 тонн, вместо судов водоизмещением порядка 500 тонн характерных для 19-го века. В результате, мир стал в несколько раз меньше, и промышленные товары повседневного спроса, произведенные в Европе, стали вполне конкурентоспособны, скажем, на аргентинском рынке в сравнении с товарами произведенными в Аргентине и в соседних странах.

Революция произошла во внутриконтинентальной торговле. Появление железных дорог снизило стоимость перевозки в разы, сократило время доставки грузов в десятки раз и полностью изменило систему торговых маршрутов, уменьшив перевозки по приконтинентальным морям и рекам. За счет постройки железных дорог, например, Италия стала одинакова близка к Германии и к Франции, хотя до их появления перевозки грузов шли по морю вокруг Европы, и Франция была намного ближе к Италии, чем Германия. Очень важно для всей политики в Европе стало то, что с появлением железных дорог Турция оказалась намного ближе к Германии, чем к Великобритании и Франции.

Россия, особенно юг ее европейской части, также оказалась ближе к Германии, чем к Франции и Великобритании. С одной стороны, это могло в дальнейшем привести к более тесным отношениям с Германией, а с другой стороны, грозило конфликтами с нею, поскольку доставка товаров из Германии в русскую Польшу была значительно дешевле, чем, скажем, из Москвы.

 

Развитие техники сильно изменило перечень торгуемых товаров. В нем все большую роль стали играть промышленные товары, причем не только товары для конечного потребления, но также станки и фабричные машины. Индустриализованные страны стали ориентироваться на экспорт именно последних, позволяя промышленности менее развитых стран производить полуфабрикаты и потребительские товары, которые было менее выгодно перевозить на большие расстояния. Это делало менее развитые страны зависимыми от более развитых, и, в какой-то мере, вместе с импортом капитала, привязывало к последним. Например, Япония в конце 19-го века сильно зависела от Великобритании, из которой импортировала технику и технологии. А Россия в начале 20-го века зависела от Франции (особенно в сфере военной промышленности) и от Германии.

Одновременно резкий прогресс в сфере технологий добывающей промышленности привел к тому, что развитые страны стали меньше импортировать металлургические полуфабрикаты, временно переключившись на собственное сырье, пусть даже не столь высокого качества. Этим, в частности, объяснялся застой в конце 19-го века в металлургии в Российской Империи и в других странах, где было хорошее сырье и дешевая рабочая сила.

Таким образом, в мировой торговле упала доля продовольственных товаров, упала доля полуфабрикатов и сырья, резко снизилась доля продукции легкой промышленности, выросла доля продукта тяжелой промышленности, особенно транспортной, станкостроения, электротехники и т.д.

При этом в конце 19-го и в начале 20-го века начал меняться список важнейших видов сырья. В него вернулась медь, пришли нефть, марганец, никель, цинк и т.д. Но в целом важность новых сырьевых товаров еще не была критической, чтобы борьба за них могла изменить военный и политический расклад в мире.

Предыдущее: Экономические причины Первой Мировой Войны. Часть 2.  Следующее: Экономические причины Первой Мировой Войны. Часть 4.

Cодержание: Первая Мировая Война.

Вернуться в начало раздела: Причины Первой мировой войны.

***   ^^^

Метки статьи:


 


Добавьте комментарий.
Их еще мало...

Понравилось? Нажми здесь!! ( )

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || КорВИО

Немного истории 2013 - 2017 (l, s, v)