Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
На самом деле всеобщая воинская повинность в Российской империи вовсе не была всеобщей, так как удаленные регионы и казачьи области были исключены из общего порядка отбывания повинности. В частности, Устав не распространялся на жителей Финляндии, коренные народы Сибири, мусульманское население Средней Азии и Кавказа. Жители Финляндии, например, платили особый налог за освобождение от службы. Жители Кавказа, а в последствие и некоторых областей Средней Азии служили в местных иррегулярных войсках на добровольной основе…
Более того, и порядок прохождения службы в отдаленных районах отличался от того, что был установлен для европейской части России. Доля призываемых на службу (от общего числа военнообязанных) тоже отличалась от одного региона к другому.
Для казачьих войск, кстати, также были разработаны новые положения о военной службе, учитывающие изменения, связанные с общей воинской повинностью. Например, на Дону такое было введено в 1875 году. Постепенно, в течение четырех лет такие же положения были введены и в остальных казачьих областях, кроме Уссурийской.
Но нужно заметить, что неравенство территорий в плане воинской повинности характерно для всех колониальных империй 19-го века. Даже если метрополия была полностью охвачена призывом на военную службу, в колониях действовали особые положения (и в плане охвата населения призывом, и в порядке комплектования войск, и даже в плане их организации). То есть, Российская империя не была в этом деле исключением из правил.
Сохранились также некоторые сословные льготы и разница в доступности прочих льгот для разных сословий , хотя все же можно говорить о всесословном характере воинской повинности.
Наибольшую критику из всех положений «Устава о воинской повинности» должны вызывать льготы по образованию. С точки зрения самой армии были абсолютно неоправданны размеры льгот для лиц с высшим образованием и для вольноопределяющихся со средним образованием. Для первых срок службы составлял всего 6 месяцев – что совершенно недостаточно для полноценной подготовки солдата (в этот период только «курс молодого бойца» занимал 6 месяцев). Вторые тоже служили 6 месяцев, а потом могли претендовать на производство в офицерский чин, т.е. тоже получали недостаточный опыт службы.
Заметим, что 6 лет на действительной службе и 9 лет в запасе позволяли в военное время иметь армию лишь вдвое больше, чем в мирное. Это с учетом естественной смертности и заболеваемости резервистов, а также с учетом наличия в армии сверхсрочников (в основном унтер-офицеров). А поскольку численность армии в мирное время и была запланирована вдвое меньше, чем во время войны, то у России не оставалось обученных резервов для восполнения потерь в ходе войны и для формирования резервных соединений (хотя бы для обеспечения границ и побережий). Для этого сразу приходилось призывать ополченцев и отправлять их на фронт (или на иную службу) практически без подготовки.
Введение всеобщей воинской повинности увеличило финансовую нагрузку на земства (или иные органы местной власти). Ведение учета военнообязанных стало в разы более сложным, а количество призываемых в армию увеличилось в полтора раза. Еще большая финансовая нагрузка создавалась ополчением, которое стало более многочисленным, чем то, которое собиралось в предыдущие царствования, а снаряжение ополченцев и их содержание до отправки в войска или в места подготовки к службе полностью ложилось на земства. Тяжелее всего земствам пришлось бы в случае формирования полноценных ополченческих частей, ибо эти части должны были содержаться земствами несколько месяцев, пока идет подготовка ополченцев к службе.
Предыдущее: Второй этап Милютинской реформы. Часть 2. | Следующее: Второй этап Милютинской реформы. Часть 4. |
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО