En
---
Логотип в центре

Свежее на сайте

Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.

Шрифт: A   A   A

В этот день в прошлом

21. 11.

Промерзший лес у Раатской дороги. Начало.

Вторая часть сражения в районе Суомуссалми была более скоротечной и более кровавой, чем первая. Финны в этих боях одержали эпическую победу, которая заставила говорить о себе почти весь мир. Фотографии, сделанные на Раатской дороге, обошли все западные газеты и стали доказательством слабости Красной Армии. Финны испытали небывалое воодушевление и получили уверенность в своих силах. В Красной Армии (и особенно в штабах), наоборот, после битвы на Раатской дороге воцарились уныние и неуверенность.

Карта района Суомуссалми в 1939 году

С середины декабря на дороге Важенваара - Раате - Суомуссалми топталась 44-я дивизия, переброшенная в Карелию с Украины. Эта дивизия (хотя, вообще-то, она действовала в неполном составе) никак не могла прорвать оборону двух финских рот в 12 километрах от Суомуссалми. Этим ротам временами помогал один батальон, осуществлявший операции на коммуникациях 44-й дивизии. Уже тогда можно было понять насколько эти коммуникации уязвимы. К концу декабря 1939 года на Раатской дороге собрались 2,5 стрелковых полка советской дивизии, легкий артполк, танковый и разведывательный батальоны и прочие менее боеспособные подразделения. 44-я дивизия была "старой", лишь один ее полк был сформирован недавно, когда началось фактическое переформатирование дивизии из горнострелковой в стрелковую. Поэтому от нее можно было ждать активных действий и успехов в наступательных боях. Но дивизия оказалась небоеспособной. Называется несколько возможных причин для этого: во-первых, дивизия комплектовалась и дислоцировалась на Украине, ее бойцы и командиры по своей природе не были готовы воевать в условиях полуметрового снега, вечного сумрака, и 45-градусных морозов. По крайней мере бойцы дивизии точно не знали, как эксплуатировать свое вооружение в таких условиях. Во-вторых, дивизия, возможно, не получила зимнего обмундирования, рассчитанного на действия в Карелии. (Однако, это утверждают только некоторые авторы, другие говорят о хорошей экипировке солдат.) В-третьих, дивизия плохо снабжалась, не имела запасов продовольствия, топлива и боеприпасов. Последнее, похоже, близко к истине, так как уже с 1 января солдаты голодали, а командир дивизии требовал организовать снабжение по воздуху. В-четвертых, в дивизии царили пораженческие настроения. В-пятых, управление войсками было утрачено еще до начала сражения, когда боевые части перемешались с обозами, и движение по Раатской дороге оказалось практически заблокированным.

Схема боев на Раатской дороге во время Зимней Войны

Финны же для нападения на 44-ю дивизию всю группу полковника Х. Сииласвуо, имевшую, после понесенных в боях с 163-й дивизией потерь, численность около дивизии. По некоторым данным, финны перед битвой на Раатской дороге получили в качестве подкрепления несколько противотанковых пушек, а также смогли использовать часть брошенной 163-й дивизией артиллерии.

Первая ошибка, приведшая 44-ю дивизию к катастрофе, была сделана 27-28 декабря. В эти дни Ставка и командарм-9 (В.И. Чуйков) должны были отвести не только 163-ю дивизию, но и 44-ю которая находилась в более сложном положении, ибо занимала менее пригодные для обороны позиции и имела всего один маршрут снабжения. Одновременно наделал ошибок и командующий дивизии – комбриг А. Виноградов. Он разделил свои силы на несколько гарнизонов численностью до роты, которые не имели связи друг с другом; он не озаботился созданием полевых укреплений; он не произвел расчистку обочин дороги Раате - Суомуссалми и не подготовил альтернативные маршруты снабжения через лес.

В общем, дивизия оказалась предоставлена своей судьбе, и судьба очень скоро ее настигла. Уже к первому января 1940 года в тылу у 44-й дивизии финны создали непроходимый завал на дороге и прервали снабжение. С учетом наступивших 40-градусных морозов и отсутствием в частях 44-й дивизии продовольственного НЗ, это делало положение дивизии очень серьезным. Даже если бы противник не вел активных боевых действий, дивизия была бы уничтожена морозами в течение 1 – 2 недель. (Кстати, мороз, похоже, нанес 44-й дивизии наибольшие потери.) Но финны под Суомуссалми торопились и начали уже 1 января 1940 атаки на отдельные подразделения 44-й дивизии, которые отбивались, в том числе, вводом в бой слабых резервов. Однако, некоторые гарнизоны попадали в тесное окружение. Они постепенно уничтожались (например, 4-го января была полностью уничтожена 9-я рота 146-го сп) или прорывались с потерями в более крупные гарнизоны.

Предыдущее: Суомуссалми – первая motti-битва. Часть 4.  Следующее: Промерзший лес у Раатской дороги. Окончание.

***   ^^^

Метки статьи:

Зимняя война ; Вторая Мировая ; Военная история ;
 


Добавьте комментарий.
Их еще мало...

Понравилось? Нажми здесь!! ( )

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО

Немного истории 2013 - 2017 (l, s, v)