Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Приказ Александра II от 30 августа 1855.
Ввинтовка Лебеля.
В то время как в Приладожской Карелии шли сражения традиционного для первой половины 20-го века типа с фронтальными атаками и ограниченным маневрированием, то севернее уже в начале декабря начались высокоманевренные действия, главной идеей которых стала борьба за коммуникации советских войск.
План Мерецкова, который Красная Армия начала реализовывать в первых числах декабря 1939 года, предполагал одновременное проведение пяти операций: трех основных на юге и двух вспомогательных на севере. Целью более масштабной из этих вспомогательных операций был захват городов Оулу и Кеми, что позволяло отрезать южную Финляндию от Лапландии и скандинавских соседей. Для проведения этой операции создавалась 9-я армия, базами которой были Кемь и Кандалакша. Наступление на Оулу было основной частью операции 9-й армии, и для него были выделены основные силы армии. Но очень скоро выяснилось, что авантюрный план Мерецкова совершенно не учитывает возможности снабжения войск. Армия должна была снабжаться по Мурманской железной дороге; поезда разгружались на станции Кемь, а далее шли почти 300 километров пути на автомобилях или на гужевом транспорте по плохим лесным дорогам, которые постоянно требовалось очищать от снега. Учитывая, что от границы до Оулу было еще 300 километров по разрушенным дорогам, снабжение армии должно было стать неразрешимой задачей. При этом финны имели в тылу более развитую дорожную сеть, более близкое расположение железной дороги к границе и больше баз для снабжения войск. Поэтому возможности финнов для снабжения армии и для маневра войсками были намного лучше. Во многом именно проблемы с транспортом и со снабжением стали причиной поражения Красной Армии на севере Карелии.
А теперь о самом Суомуссалми. Этот крупный поселок находится прямо на восток от Оулу, но прямого сообщения между Суомуссалми и Оулу нет. Зато через Суомуссалми проходит рокадная дорога, соединяющая Кухмо, Куусамо и Кемиярви, а также имеющая ответвление на Хюрюнсалми, где в 1939 заканчивалась железная дорога. Таким образом, владение Суомуссалми улучшает возможности для маневрирования на всем фронте 9-й армии от Кухмо до Кемиярви. Дороги от Суомуссалми на Хюрюнсалми и Пуоланку были одним из вариантов продвижения к Оулу, но не более. В зимних условиях предпочтительнее для наступающих была дорога Кухмо – Оулу. Короче, бои у Суомуссалми стали стечением обстоятельств и не были запланированы заранее ни одной из сторон конфликта.
Поселок Суомуссалми, имевший к началу Зимней Войны население около 4.000 человек, расположен в самом узком месте озера Киантаярви, рядом с его слиянием с озером Нисканселькя. В черте поселка упомянутая рокада пересекает оба озера и уходит на север по узкому полуострову между озер. Также из поселка на восток к Раате, Важенваре и советской границе вела хорошая грунтовая дорога. Примерно в пяти километрах от Суомуссалми эта дорога проходит по узкому межозерному перешейку. Данная дорога является фактически единственным путем из СССР к Суомуссалми, но оборонять ее очень легко.
Для наступления на Суомуссалми была выделена 163-я стрелковая дивизия. По ее номеру можно догадаться, что дивизии этой к началу войны исполнилось три месяца. Эта дивизия была родной сестрой 139-й дивизии, которую финны побили у Толваярви в начале декабря, но 163-я была оснащена еще хуже: в ней не хватало артиллерии, не было выдано зимнее обмундирование, танковый батальон был намного меньше штатного (он получил танки Т-37). Однако, по прибытию в 9-ю армию один из полков дивизии был заменен на кадровый 81-й стрелковый полк, который и стал ударным подразделением дивизии. В целом же дивизия осталась малобоеспособной, причем, по некоторым свидетельствам, особенно не повезло ей с боеспособностью артполка. Его мог бы заменить корпусной артполк, находившийся в полосе 163-й дивизии, но он так и не принял участия в сражении. Не успела принять участия в боях за Суомуссалми и 44-я стрелковая дивизия, которую командование 9-й армии направило на помощь 163-й.
На стороне финнов в районе Суомуссалми в течение всей войны действовал только один 15-й отдельный батальон. Севернее действовал 16-й отдельный батальон. Их суммарная численность была примерно равна полку. Но финны имели возможность перебрасывать войска по железной дороге и вскоре после начала боевых действий нарастили группировку, доведя ее численность до дивизии уже через 10 дней и примерно до 1,5 – 2 дивизий к 25 декабря.
Предыдущее: Тайпале в декабре 1939-го: первая серия мясорубки. (Завершение) | Следующее: Суомуссалми – первая motti-битва. Часть 2. |
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО