Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
Сражения Третьей Галицийской Битвы начинались в западной Галиции, которая (с севера на юг) состояла из четырех частей: долина Вислы, холмистая полоса, Карпатские предгорья, собственно Карпаты. Вблизи устья Дунайца долина Вислы имеет ширину около 15 километров, но вблизи устья Сана она расширяется до 50 км. Это почти плоская, местами заболоченная равнина, которую пересекает большое количество притоков Вислы. Для действий войск эта территория очень удобна, но если противник отходит в широтном направлении, оставляя за собой «выжженную землю», наступающая сторона столкнется со значительными трудностями при продвижении своих обозов и артиллерии.
Холмистая полоса также была достаточно узкой у Тарнова, где она не превосходила 25 км, и широкой на востоке, где ее ширина доходила до 100 км. На юге эта полоса достигала верховьев Днестра. Пожалуй, эта полоса была наиболее удобной для ведения военных действий. Рек немного, всю полосу пересекают только самые крупные; зато много дорог, включая магистральные шоссе и железные дороги. Рельеф препятствует движению войск, удлиняя пути, но незначительно. Немаловажно, что весной эта полоса быстро просыхает
Дальше идет полоса предгорий шириной 30 – 50 км. Здесь холмы уже переходят в невысокие горы, зачастую с крутыми склонами и густым лесом на вершинах. Снег, правда, повсеместно сходит уже в начале апреля, но в долинах сыро до конца мая. Прямых дорог нет, основные дороги привязаны к речным долинам. В результате маршруты удлиняются процентов на 30 - 40. На дорогах встречаются перевалы, которые очень затрудняли движение тяжелой артиллерии на конной тяге, но они не были непреодолимыми. В этом районе не прослеживается общего направления горных хребтов, что мешает как наступающим, так и обороняющимся.
Именно в полосе предгорий германцы решили нанести удар во время Горлицкого прорыва. Казалось бы, решение было не самым удачным. Но с другой стороны, как раз через Горлице протекала река Ропа, впадавшая в Вислоку у Ясло. По долине этой реки шла важнейшая в предгорной полосе железная дорога Новый Сандец – Самбор, и параллельно шло шоссе в Кросно и Санок. Эти пути сообщения были раза в три хуже, чем идущие от Тарнова к Перемышлю, однако они выводили в непосредственный тыл русских войск в Карпатах, плюс к тому при подготовке операции не нужно было разворачивать войска на узкой полосе на восточном берегу Дунайца, а в первые дни наступления (до прорыва к Вислоке) фланги 11-й армии прикрывались горными цепью немного южнее Горлице и такой же цепью на широте Громника, что немного упрощало задачу обеспечения флангов.
Южнее Горлицы шла полоса Карпатских гор. Здесь все горные хребты имеют общее юго-восточное направление и постепенно повышаются к водоразделу, сама горная полоса при движении на восток также постепенно сдвигается к югу. В горах в мае еще сохраняется снег, хотя и в небольших количествах. Дороги сырые, и их очень мало. Дорог в широтном направлении практически нет. Лишь на территории Венгрии русские имели для маневрирования неплохую дорогу Бартфельд – Свидник – Мезолаборч. Для наступления в широтном направлении эта полоса совершенно не подходит.
Хотя обычно в мае дороги в предгорьях еще находятся в неудовлетворительном состоянии, а на мелких речках наблюдается весенний паводок, но в 1915 году весна в Галиции была ранняя, очень сухая, но более холодная чем обычно. Из-за этого в предгорьях было уже сухо, грунтовые дороги стали твердыми, а все реки восточнее Дунайца стали маловодны. Вброд можно было перейти не только Ропу или Вислоку, но даже Сан ниже Перемышля!
Предыдущее: Русская позиция у Горлице. | Следующее: Природные условия. Часть 2. |
Вернуться в содержание: Русский фронт Первой Мировой Войны.
Вернуться в начало раздела: Третья Галицийская Битва.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО