Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
Первая промышленная революция была, можно сказать, исключительно Британским явлением. В других странах столь же быстрого роста промышленного производства и среднедушевого ВВП не наблюдалось. В Нидерландах, например, вообще наблюдался промышленный застой и, по некоторым, оценкам деурбанизация.
Нечто подобное тому, что происходило в Великобритании, имело место в Бельгии. Но началась бельгийская индустриализация только после 1825 года, причем с использованием английских технологий. И в Бельгии не было бума в легкой промышленности. Вместо этого локомотивом экономики стала металлургия в южной Бельгии (в Валлонии), где, как и в Англии, был дешевый уголь и много железной руды и одновременно имелся широкий французский рынок для экспорта металла. Особенностью Бельгии было производство цинка и более ранний переход к производству стали, которая шла на нужды мощной бельгийской индустрии вооружений.
Во Франции массовая индустриализация захватила только северо-восточный район, где на границе с Бельгией имелись легкодоступные уголь и металл. В этом же районе развивалась французская текстильная промышленность, работающая на местном угле. В остальном, Франция продолжала оставаться аграрной страной, в которой существовали небольшие мануфактуры и фабрики. Как и в 18-м веке, после реставрации династии Бурбонов Франция продолжала специализироваться на производстве предметов роскоши и товаров с более высокими потребительскими качествами. Так например, Лион превратился в центр фабричного производства шелковых тканей. А Париж был также центром торговли люксовыми товарами.
Разумеется, фабрики для производства товаров широкого потребления также строились. Но, во-первых, им было трудно конкурировать с английскими, где была уже налажена технология производства; во-вторых, им не хватало дешевого и качественного топлива; в-третьих, им одновременно не хватало высококвалифицированных мастеров и дешевой рабочей силы (так как Франция оставалась аграрной страной, в которой большая часть сельского населения продолжала владеть землей). Французская текстильная промышленность также осваивала производство хлопковых тканей, но выигрывала у англичан только при производстве тканей с рисунком.
При этом Франция, имевшая примерно равный с Великобританией ВВП вплоть до 1840-х годов, гораздо больше нуждалась в железных дорогах, так как не имела возможности перевозить грузы из одного региона в другой по морю и по каналам. Но развитие железных дорог во Франции шло намного медленнее, чем в Великобритании и даже медленнее, чем в бедной и раздробленной Германии. Для ускорения развития железных дорог во второй половине 19-го века даже потребовалось государственное вмешательство.
Постепенно после Наполеоновских войн началась индустриализация в Швеции, но там до 1850 года было недостаточно капитала для создания крупных предприятий. Потому первая половина 19-го века относится, скорее, к эпохе протоиндустриализации, когда создавались небольшие фабрики в таких металлургии и деревообработке – т.е. отраслях, в которых Швеция имела естественные (абсолютные преимущества).
Германия в начале 19-го века продолжала отставать от своих соседей и толчком к подлинной индустриализации стало строительство железных дорог в 1840-х годах. До этого на северо-западе Германии (в регионе Рура) шел процесс протоиндустриализации, для которой активно приглашались специалисты из Великобритании. Но Рур, принадлежавший Пруссии, был изолированным от остальных ее земель регионом. Имевшиеся там налоговые льготы позволяли развивать экспортное производство. Но конкурировать с британским железом на внешнем рынке Рур не мог, а внутреннего рынка в Германии не существовало.
В остальных странах Европы тоже постепенно заимствовались технические и технологические новинки. Строились первые фабрики и внедрялись паровые машины, но массовости не было. Из-за этого приобретение (или создание), а также обслуживание техники обходилось значительно дороже, чем в Англии. Поэтому британцы выигрывали конкуренцию даже при больших затратах на перевозку продукции.
Предыдущее: Первая промышленная революция. Часть 3. | Следующее: Первая промышленная революция вне Великобритании. Часть 2. |
Cодержание: Экономическая история цивилизации.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО