Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
Ввинтовка Лебеля.
Процесс индустриализации был запущен к первой половине 19-го века и в США. Темпы роста экономики и промышленного производства там были даже выше, чем в Великобритании. Во многом это объясняется свободным перемещением капиталов, технологий и рабочей силы между этими странами. Но время полномасштабной индустриализации в США еще не пришло. Во-первых, население в США росло слишком быстро, и потому капитал не успевал накапливаться для тотальной индустриализации всей страны. Во-вторых, освоение новых земель и вложения в инфраструктуру новых штатов были более привлекательны в плане дохода и риска, чем вложения в новые технологии. В-третьих, в США еще не были обнаружены залежи качественного каменного угля, и нарождавшаяся промышленность не имела подходящего топлива.
Тем не менее, из-за торгового эмбарго во времена Наполеоновских войн (когда США были союзниками Франции) в США появились первые прядильные и ткацкие фабрики. Но эти фабрики были небольшими, поскольку в качестве источника энергии использовали энергию воды (сначала от водяных колес, а после 1840 года – от первых водяных турбин). Металлургия в США развивалась медленно, железные дороги до середины 19-го века также не получили распространения. Плотность населения и его платежеспособность были слишком низки, чтобы железные дороги стали эффективны без поддержки со стороны государства.
Но зато США в конце 18-го века и в начале 19-го переживали бум судостроения. Дерево было качественное и дешевое, рабочая сила – недорогая, проекты судов были лучше, чем в Европе. В результате, американские суда стоили заказчикам дешевле, чем английские, и могли перевозить больше полезного груза при равном водоизмещении.
И вообще, для США в этот период главным транспортом был водный (перевозка грузов по многочисленным судоходным рекам была примерно в 5 раз дешевле, чем по суше). Поэтому не должно удивлять, что США стали мировым лидером в строительстве и эксплуатации пароходов. И первый пароход был построен в США, и массовое строительство речных пароходов было освоено американцами, и первый трансатлантический рейс совершил именно американский пароход.
По объему перевозок грузов и по суммарной мощности паровых машин американские речные пароходы соперничали с британскими железными дорогами. Но при неразвитой угольной промышленности основным топливом для паровых машин были дрова. И одновременно развитие водного транспорта вызвало подъем строительства каналов с 1820-х годов.
Развитие судостроения сопровождалось развитием деревообработки, ростом производства металла (в том числе в США уже в 1810-х годах появились фабрики для изготовления железного и медного проката) и созданием настоящей индустрии производства паровых двигателей, которые постепенно начали поставляться и в Европу.
В США получили развитие такие специфические отрасли промышленности как очистка хлопка (на экспорт в Англию шло чистое волокно без семян) и производство рафинированного сахара. Эти виды промышленности развивались на юге страны, в то время как север имел более развитую тяжелую индустрию. В осваиваемых западных регионах постепенно развивалась кожевенная индустрия.
В остальных странах мира (в Азии, в Европе, и в новых свободных государствах Латинской Америки) время индустриализации еще не пришло. По какой причине? Ученые продолжают об этом спорить. Первое, что бросается в глаза это открытость общества и экономики – более свободное движение капиталов, трудовых ресурсов, технологий и товаров в странах Западной Европы и в США, чем в остальных странах мира. Особенно это относится к технологиям: созданные машины не становятся достоянием какой-то одной семьи или гильдии, а получают широкое распространение. В Китае 19-го века поступили бы с точностью до наоборот, и никакие наемные рабочие к машинам не были бы допущены. Затем нужно заметить, что технологический рывок начали страны, в которых был доступ к дешевому топливу и металлу. Еще отметим, что необходимы были люди с техническим образованием. По Европе индустриализацию распространяли британские инженеры. Необходимы были и люди, способные и желающие работать по найму. Для традиционных обществ с неразрушенной общиной это было невозможно. Наконец, для развития промышленности нужен рынок сбыта, т.е. нужно либо достаточно богатое население внутри страны (что возможно лишь при эффективном сельском хозяйстве), либо сильное государство, либо возможность направить свои товары на экспорт. Англия имела и то, и другое, и третье. В США было сильное сельское хозяйство при малочисленном сельском населении, и сельское население не только могло приобретать промышленные товары, но и не имело возможности производить их самостоятельно. В Германии было сильное государство. Франция, кроме немногочисленных в начале 19-го века колоний, имела традиционные торговые связи с Северной Африкой и другими восточными странами.
Предыдущее: Первая промышленная революция вне Великобритании. Часть 1. | Следующее: Капиталистический колониализм. |
Cодержание: Экономическая история цивилизации.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО