Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
Луцко – Ровенской операции предстояло состояться в очень сложном в плане природных условий районе, который состоит из нескольких природных зон. И из этих зон лишь некоторые были удобны для ведения операций армиями начала 20-го века.
Во-первых, южнее реки Припять, но севернее линии Владимир-Волынский – Клевань находится южная часть Полесья. В начале 20-го века она представляла собой низменность, покрытую лесом и часто заболоченную. Эту низменность пересекает множество больших и малых притоков Припяти, текущих, в основном, в северо-восточном направлении. Берега рек чаще всего топкие, дно илистое. Переправа вброд затруднена или невозможна. Данная территория мало подходит для действий армий, так как перемещение артиллерии и обозов возможно только по крупным дорогам. Грунтовые пути подходят лишь для кавалерии с горной артиллерией (или с минометами). Зато Полесье, как показывает опыт войн 20-го века, является идеальным местом для действий партизан. Как только войсковые колонны втягиваются на гати, ведущие через болота, они сразу становятся уязвимы для фланговых атак легковооруженного противника. К несчастью для русских, летом 1915 года из-за отсутствия дождей в июне и в июле болота частично высохли, а в реках упал уровень воды. Поэтому австрийцам было проще наступать, чем если бы операция началась на месяц позже, ибо уже в начале сентября в районе Луцка и Ровно начинается влажный осенний сезон (информация.)
Заметим, что южнее линии Ковель – Сарны действия войск были сильно затруднены, но возможны. В зависимости от погоды темп наступления пехоты падал в 1,5 – 3 раза. При хорошей погоде для перемещения легкой артиллерии и облегченных обозов были доступны некоторые грунтовые дороги. Севернее указанной линии территория вначале 20-го века почти повсюду была заболочена и покрыта лесом, дороги были малочисленны и проложены по гатям и дамбам, которые очень просто оборонять. Поэтому в этом районе могли действовать лишь небольшие «партизанские» отряды пехоты и кавалерии с вьючным обозом и без тяжелого вооружения. Через данный район имелись неплохие (но не шоссированные) пути с севера на юг (из северного Полесья в южное), но не было удобных путей с запада на восток, исключая железную дорогу Сарны – Ковель.
Во-вторых, равнинный коридор Волыни, который простирается на юг до Кременецких гор. Этот район наиболее удобен для операций, в которых войска перемещаются в широтном направлении. Но здесь достаточно возвышенностей, поднимающихся на 50 –100 метров над окружающей местностью, и рек в глубоких болотистых долинах, чтобы затруднить продвижение любых армий. Одним из районов, затрудняющих движение войск являлись Дубенские Сады (район Дубно – Горохов и далее к югу). Зато от Луцка на Владимир-Волынский ведет сухой коридор, где не было никаких препятствий.
Предыдущее: Силы сторон. Часть 3. | Следующее: Район операции. Часть 2. |
Вернуться в содержание: Русский фронт Первой Мировой Войны.
Вернуться в начало раздела: Луцко-Ровенская операция.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО