Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
В-третьих, переходящее во Львовскую возвышенность Подолье с его крутыми северными склонами (часть получила название Кременецких гор) и более пологими южными. Северная часть малопригодна для движения войск, поэтому выгоднее подняться на вершину Подолья и идти по сухому пути или двигаться по южным склонам. Но в любом случае, Подолье и отходящие от него возвышенности, тянущиеся к Житомиру и Бердичеву, это как бы очень низкие горы, замедляющие передвижение вдоль них. Там где их пересекают реки (а они имеют глубокие долины), появляются удобные рубежи обороны. И таковых рубежей можно насчитать более десятка. Тем не менее, во время Великой Галицийской Битвы русские войска удачно прошли по вершинам и южным склонам данных возвышенностей в район Львова. Австрийцы во время Луцко-Ровенской операции пытались сделать то же самое.
В-четвертых, долина Днестра. Сама долина Днестра поросла лесом и вдоль него передвигаться с запада на восток не удобно. Достаточно сложен для такого движения и правый берег реки. А вот левый край долины Днестра наиболее удобен – холмы невысокие, притоки неглубокие и изобилуют бродами. Сам Днестр не является непреодолимой преградой для войск из-за лесов на его берегах и из-за огромного количества излучин, которые не позволяют создать оборону непосредственно на берегу.
Отметим, что август и начало сентября – межень на всех реках в районе операции. Но в течение сентября уже наблюдается рост влажности воздуха и почвы. Начинается и быстрое снижение суточных температур. В результате, в октябре начинается осенняя распутица, которая длится до конца ноября, а в южной части района операции она может продолжаться и до середины декабря. Но в период распутицы полностью непроходимы становятся только дороги Полесья, Волыни и долины Днестра. Дороги, проложенные по водораздельным высотам, остаются частично проходимыми.
Вся территория, на которой должна была развернуться операция, исторически была плотно заселена, исключая Полесье. Поэтому не было ни недостатка в местных ресурсах, ни дефицита путей сообщения. Обе стороны опирались на свою сеть железных дорог, за исключением северного фланга австрийцев, позади которого находились разрушенные дороги Польши с конечными станциями в Ивангороде и в Белзе. Позади русских на этом фланге находились дороги Ковель – Сарны, Ковель – Луцк – Ровно и Ровно – Броды – Львов. (В сумме по этим дорогам могли проследовать около 50 пар поездов в сутки.) Позади южного фланга у русских находился железнодорожный узел в Проскурове, который, однако, с начала войны был разъединен с австрийскими железными дорогами в районе Тарнополя. Частичное восстановление провозоспособности этой дороги летом 1915 года, однако, не позволяло перебрасывать войска на север. Тем не менее, в отношении возможностей железнодорожного маневра русские войска находились в гораздо лучшем положении, чем их противник, особенно в отношении перевозок между Фронтами по обе стороны от Полесья, но, заметим, к ноябрю 1915 года положение выравнялось за счет восстановления немцами дорог в Польше.
Предыдущее: Район операции. Часть 1. | Следующее: Планы сторон. Часть 1. |
Вернуться в содержание: Русский фронт Первой Мировой Войны.
Вернуться в начало раздела: Луцко-Ровенская операция.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО