Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
Теперь можно подвести некоторые итоги Милютинских реформ, в ходе которых военный министр смог сделать все, что запланировал, и даже был вынужден сделать значительно больше.
Царствование Александра II продолжалось 26 лет, в течение которых финансирование армии было недостаточном для ее развития. К 1881-му году соседи России в гораздо меньшей степени боялись русскую армию, чем в 1856, сразу после поражения в Крымской войне.
Перед Крымской войной русская армия мирного времени насчитывала 1,1 млн. человек, что составляло примерно 1,6% от численности населения Империи. Для своего времени и в условиях экономики с низкой производительностью это очень высокий показатель, что позволяло России обладать сильнейшей армией на континенте. При мобилизации армия могла вырасти примерно в полтора раза, примерно до 2,3% от численности населения. К 1880 году численность армии мирного времени составляла всего 812 тысяч человек, что примерно равно 0,8% от численности населения. При этом после мобилизации армия все также была примерно равна 1,5 млн. человек (1,5% от численности населения). Таким образом, Д. А. Милютину удалось значительно сократить армию мирного времени, но ему не удалось создать сильную армию для войны. За 20 лет Милютин не смог создать достаточные резервы, запасы вооружения и снаряжения, чтобы иметь хотя бы такую же армию, какая была у Николая I.
С другой стороны, нужно отметить, что Д. А. Милютину удалось сократить небоевой элемент в армии. Перед Крымской войной около 300 тысяч человек – это вспомогательные и местные войска, а также инвалидные команды, которые не участвовали в походах и полевых сражениях. А в ходе реформ к 1880 году численность таких войск снизилась до 175 тысяч человек, т.е. почти в два раза. Однако в относительных цифрах снижение было не столь впечатляющим – всего лишь до 21% от общей численности армии.
С учетом того, что и служившие в этих частях солдаты не могли стать полноценными бойцами при призыве из запаса, нужно признать, что Милютин должен был сделать больше.
И совсем плохо было то, что за 20 лет так и не удалось приступить к созданию боеспособного ополчения. Те ратники, которые в ополчении имелись, могли быть поставлены в строй лишь через полгода после призыва. Только за этот срок армия была способна подготовить их к службе, если же приходилось отправлять ополченцев в бой раньше, получалось просто пушечное мясо.
Несомненно, что реформы Милютина позволили повысить общий образовательный уровень офицерского корпуса. Выпускники военных и юнкерских училищ имели среднее или неполное среднее общее образование. Вольноопределяющиеся третьего разряда (путь в офицеры для наименее обеспеченных сословий) тоже имели уровень образования выше начального.
А вот уровень военной подготовки молодых офицеров был сомнителен. Один год обучения в юнкерском училище давал лишь азы военной подготовки, т. е. лишь немного сверх уставов. Выпускник юнкерского училища не имел практического опыта, не имел хозяйственного опыта, еще не был научен командовать, не имел никакого педагогического опыта (как и соответствующих знаний), а потому должен был еще несколько лет набираться опыта в войсках, прежде чем смог бы принять роту. Заменить им в условиях войны ротного командира можно, но ведет к потере ею боеспособности (а то и к ее гибели). Выпускник военного училища был подготовлен немного лучше, но только в плане знания техники, тактики и некоторых специальных дисциплин.
Предыдущее: Второй этап Милютинской реформы. Часть 4. | Следующее: Итоги Милютинской реформы. Часть 2. |
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО