Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
Если 7-я армия выполнила задачу по прорыву Линии Маннергейма к 17 февраля 1940 года, то 13-я армия лишь к 19 февраля сумела достигнуть главной позиции Линии Маннергейма. Ей помог отход финнов, которые были вынуждены снимать с ее участка войска для «затыкания дыр» на фронте 7-й армии.
Здесь штурм Линии Маннергейма начался 21 февраля после короткой разведки боем. Всю систему огня финнов вскрыть не удалось, но Красной Армии помогла сильная метель, во время которой удалось пересечь реку Салменкайта (Булатная) и захватить 8 ДОТов. В течение следующих двух дней был почти прорван укрепрайон Муолаа, в котором были уничтожены 7 ДОТов. На этом участке для ускорения наступления практиковалась стрельба прямой наводкой из 203-мм гаубиц по огневым точкам противника. Метод, разумеется, оказался эффективным, но советские артиллеристы несли потери из-за ответного артогня финнов.
И все же Линия Маннергейма к востоку от озера Муолаанярви не была прорвана до 25 февраля, когда фронт начал готовиться к операции по прорыву второй линии обороны финнов на выборгском направлении, а также к окружению и к штурму Выборга. В эти дни Красной армией была взята оперативная пауза, и накал боев резко снизился до 28 февраля.
Итак, Линия Маннергейма была успешно прорвана в ходе 6 дней боев с 11 по 16 февраля 1940 года. Обе стороны при этом понесли значительные потери, составлявшие примерно 7.000 человек убитыми с советской стороны и около 3.000 – с финской. Но главной потерей финнов была, разумеется, сильно укрепленная оборонительная линия, по сравнению с которой вторая полоса обороны и тыловая полоса, которые еще находились в руках финнов были очень слабы. Финнам правда удалось сократить длину фронта отходом на флангах прорыва, но сил для удержания нового фронта все равно было недостаточно.
Красная Армия смогла добиться не только тактического успеха у Суммы, но смогла развить его в оперативный успех, поскольку одним ударом заставила противника отступать на 40-км фронте. Более того, можно считать, что был достигнут и стратегический успех: уверенность финнов в своих силах была поколеблена, дорога на Хельсинки была открыта наполовину. Финское правительство начало склоняться к мирным переговорам и к подписанию мира на советских условиях.
А теперь обратим внимание на то, что прорыв Линии Маннергейма, хотя и был удачным, не привел к разгрому финской армии между озером Муолаанярви и Финским Заливом. Скорость продвижения советских войск составляла всего 2 км в день, несмотря на то, что в прорыв были введены части 10-го танкового корпуса. Повернуть наступающие войска к заливу и окружить финскую группировку в Койвисто не удалось, как не удалось и быстро прорвать позиции финнов у железной дороги между Лейпясуо и Выборгом, чтобы помочь наступлению 13-й армии. В общем, получилось медленное наступление в духе Первой мировой войны, в ходе которого противник чаще выдавливается, чем уничтожается; а уничтожается он только ценой больших собственных потерь при штурме укреплений.
Причиной этих относительных неудач стал выбор места прорыва. Финны загодя готовились отбивать советский удар именно около Суммы и имели позади основной оборонительной полосы множество опорных оборонительных пунктов, за которые они смогли временно зацепиться при ведении подвижной обороны в течение 13 – 16 февраля. Сюда же финны загодя стягивали хоть и небольшие, но резервы. Применив тактику минной войны и лесных завалов, финны смогли еще сильнее замедлить советское наступление. Поэтому финские войска смогли откатиться на вторую линию обороны и подготовились к ее защите до подхода советских авангардов. Введенные в прорыв подвижные группы 10-го танкового корпуса были недостаточно сильны и недостаточно автономны, чтобы прорваться в глубь обороны противника, к тому же они были вынуждены ликвидировать опорные пункты в глубине обороны, помогая своей пехоте, потому не имели возможности быстро продвигаться вперед. И основная проблема здесь не ошибочной тактике танковых войск (в Польше-то им удавались глубокие рейды), а в особенностях местности на Карельском перешейке (глухие леса, узкие дороги…), в очень глубоком снеговом покрове и в не очень удачном выборе места для прорыва. Вот если бы подобные силы были бы введены в дело на Приозерском (Кексгольмском) направлении при форсировании Суванто-ярви, темпы наступления были бы намного выше. Причем если бы легкие танки шли по льду озер и рек (а лед бы их выдержал), можно было бы продвигаться на десятки километров в сутки.
Предыдущее: Неспешный прорыв. Часть 4. | Следующее: Военная экономика времен ПМВ. Часть 1. |
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО