Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
РАФ БЕ2 (RAF B.E.2).
Артиллерийское снабжение работало иным образом. Регулярно пополнять запасы снарядов, пороха и патронов армии уже научились. Поэтому за каждым пехотным полком следовали патронные ящики (в каждом из котором находилось по 40 патронов на одно ружье в пехоте, т.е. по одному ящику на роту), а за каждой батареей следовали зарядные ящики. По мере опустошения тех и других, ящики своим ходом отправлялись в двигающийся в тылу дивизии подвижный или летучий парк, в каждом из которых должно было находиться по 40 патронов на каждое ружье, плюс порох и свинец для изготовления новых патронов. Это, кстати, запас на день боя, потому можно говорить, что пехота была не очень хорошо обеспечена патронами, что было следствием ставки на штыковой удар.
Для артиллерии в подвижном парке перевозилось 150 выстрелов на каждое орудие, а это почти полный боекомплект батарей. Можно сказать, что артиллерия была обеспечена снарядами на 4 дня достаточно интенсивного боя. Но как уже отмечалось выше, снаряды были не самые эффективные, а гранаты в парках не были снаряжены. Тем не менее, артиллерия была обеспечена боеприпасами заметно лучше пехоты и кавалерии.
Подвижные парки пополнялись либо из передовых местных парков, либо из местных парков на базисе снабжения (по мере опустошения парковые повозки отправлялись в местный парк принимать патроны, порох и снаряды).
При этом на западных границах, причем на всех направлениях, русская армия имела местные парки в приграничных и в прибрежных крепостях. Во время подготовки к войне подтянуть их к границе было несложно. А в случае продолжительной войны к границе можно было подтянуть парки из глубины территории в частности из Киева, Санкт-Петербурга, Риги и Калуги.
В местных парка также в основном находились артиллерийские снаряды. Патронов было всего лишь около 50 на каждое ружье в армии, т.е. с самого начала войны армия должна была патроны беречь, а арсеналы должны были заниматься их производством. Хорошо были обеспечены патронами только войска на Кавказе, которые постоянно вели войну. Между прочим, в условиях середины 19-го века, когда еще не было патронов с металлической гильзой и встроенным капсюлем, для снабжения пехоты патронами предполагалось использовать трофейный порох и пули. Пули в парках просто переливались под русский стандарт, а порох просто переупаковывался.
А вот артиллерийских снарядов в местных парках состояло примерно по 400 на каждое полевое орудие. Даже по меркам начала 20-го века этого запаса должно было хватить не на одну кампанию, а на две.
Таким образом, снарядов армии хватало, но могла возникнуть другая проблема – доставка их в действующую армию. Повозки артиллерии были тяжелыми (примерно в полтора раза тяжелее обычных подвод), поэтому испорченные дороги первом делом прерывали артиллерийское снабжение.
Нужно заметить, что в Российском империи середины 19-го века уже появилась сеть шоссейных дорог, которые выдерживали распутицу. Но эта сеть была слабой, и большая часть перевозок осуществлялась по грунтовым дорогам, которые быстро портились от погоды и большого объема перевозок. При этом специальных инженерных частей для поддержания дорог и их строительства не было. Ремонт дорог, прокладку новых путей, а также строительство мостов можно было поручить малочисленных рабочим ротам или местным войскам. Но в случае большой войны, которая требовала значительных объемов перевозок, для дорожных работ требовалось нанимать население, а значит платить ему большие деньги. Финансовые же согласования, а также согласования проектов и объемов работ могли в николаевской России занять месяцы. Поэтому можно говорить, что дороги были главной слабостью тыла. А понимания этого факта не было.
Предыдущее: Снабжение. Часть 1. | Следующее: Командующие. Часть 1. |
Cодержание: Крымская война 1853 - 56.
Вернуться в начало раздела: Николаевская армия.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО