Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
Ввинтовка Лебеля.
Кроме процесса падения боеспособности армий во время Мировой Войны шел и обратный процесс обучения и воспитания войск. В целом, во всех армиях, участвовавших в Первой Мировой Войне, этот процесс не мог компенсировать ухудшение качества войск. Однако в тех армиях, где пропаганда, воспитание и обучение были поставлены должным образом, где новобранец был уже частично подготовлен к армейской службе, они почти компенсировали естественное падение боеспособности.
А в периоды долгого затишья на фронте за счет обучения и подготовки иногда удавалось даже повысить боеспособность армий. Это удалось, например, австрийскому командованию во второй половине 1915 года, а также русскому командованию в отношении румынской армии в 1917 году, частично удалось повысить боеспособность русских армий зимой 1915 / 16.
Но если смотреть глобально, в русской армии не удавалось заменить потерянные кадры качественным пополнением. Этому были и естественные причины вроде низкого общего уровня образования и дефицита людей со средним образованием, среди которых не удавалось выбрать тех, кто был бы пригоден (по складу характера и мировоззрению) занимать офицерские должности. Однако и система подготовки пополнений, созданная русской армией (точнее военным министерством) оказалась крайне неэффективной. С фронта постоянно приходили жалобы на низкое качество прибывающих пополнений и их плохую обученность. То же самое относилось и к прапорщикам военного времени. Если в прапорщики шел молодой человек со школьной скамьи, на фронте проку от него не было никакого И обязательно нужно отметить, что за всю войну не была создана система подготовки и переподготовки офицеров для занятия должностей командира батальона, эскадрона, полка, батареи и выше.
О переаттестации генералов по французскому образцу и их переподготовке русская армия даже мечтать не могла. Даже работа Академии Генерального Штаба была остановлена с началом войны. (Справедливости ради нужно сказать, что Академия возобновила работу в конце 1916 года, но так и не успела дать армии новых штабных работников). А ведь низкая квалификация старших начальников и их несоответствие должностям были главными проблемами русской армии. Генералы не умели ни водить войска, ни управлять ими в бою, ни даже планировать операции.
Кстати, в русской армии этого не умел, похоже, никто. Все оперативные шаблоны (построение войск, организация движения, стандартные приемы в атаке и в обороне, стандартные ответы на действия врага) не соответствовали требованиям времени. В этой ситуации оставалось только учиться у противника. За все кампании 1914 года этому можно было хотя бы немного научиться. Но, как известно, Генеральный Штаб и его Академия с начала войны прекратили аналитическую работу.
Предыдущее: Заключение. Часть 2. | Следующее: Заключение. Часть 4. |
Вернуться в содержание: Русский фронт Первой Мировой Войны.
Вернуться в начало раздела: Общее заключение.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО