Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
РАФ БЕ2 (RAF B.E.2).
Формирование общества потребления начиналось незаметно в конце 19-го и начале 20-го века с формирования подобного отношения к жизни у элиты. Но в это время в массовом сознании стремление сберегать и владеть еще не уступило место стремлению тратить. Средний человек в это время еще стремится иметь свой дом и свою землю, а также желает сберегать, чтобы обеспечить себя в старости и своих детей.
Перелом в сознании произошел в 1920-е годы, когда впервые возобладало желание жить здесь и сейчас. Перелом в модели поведения привел к экономическому буму. Но в ходе последовавшей депрессии при резком росте неопределенности в экономической жизни произошел откат к традиционной модели поведения потребителей.
Окончательное формирование общества потребления – это 1950 – 60-е года в США и несколько позже в Западной Европе. Свободные нравы, отсутствие желания заводить детей, показная жизнь, большие автомобили и большие дома в кредит… И одновременно (и очень важно) постоянное навязывание моды (сначала только в одежде, а потом и в остальных сферах). Люди стали привыкать жить, потребляя намного больше, чем им было нужно, и не задумываясь о размерах своих трат. К тому же высокая инфляция в 1960-х и 1970-х годах делала сбережение денег бессмысленным.
К 1980-м годам общество потребления сложилось окончательно. И почти три десятилетия рост мировой экономики основывался на опережающем росте потребления в развитых странах.
Что же не так с подобной моделью общества? Во-первых, оно потребляет слишком много ресурсов, что ведет к ухудшению экологической обстановки. Во-вторых, оно производит, чтобы выбрасывать, что тоже плохо действует на экологию. В-третьих, такое общество непроизводительно использует свои трудовые ресурсы, в нем наблюдается высокий уровень эксплуатации работника и одновременно при ориентации на потребление тормозится внутреннее развитие общества. У человека просто нет времени, чтобы поработать над собой, чтобы критически взглянуть на себя и свою жизнь, чтобы думать над своим бытием. Даже не хватает времени, сил и средств, чтобы банально заняться своим здоровьем! Не мудрено, что в таком обществе возникают более или менее массовые протестные движения. Одним из первых и самых массовых таких движений стало движение хиппи, зародившееся в США, но затем (уже с изменением идеологии) распространившееся по всему миру. Существовали (и существуют) также более деструктивные и радикальные движения, многие из которых законспирированы. В частности нужно упомянуть существование в США множества сект. Можно также отметить движение антиглобалистов, которые на самом деле выступают именно против современного общества. Причиной всего этого является некомфортность жизни в «обществе потребления» для многих его членов: это и внутренний стресс, и разочарование в стиле жизни, и отсутствие идеалов, и ложность целей.
Короче говоря, современно общество потребления ничуть не гармоничнее, чем всегда готовое к социальному взрыву индустриальное общество начала 20-го века. И оно, пожалуй, не меньше подвержено разнообразным кризисам.
Предыдущее: Общество потребления. Часть 1. | Следующее: Аграрная революция 20-го века. |
Cодержание: Экономическая история цивилизации.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО