Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
РАФ БЕ2 (RAF B.E.2).
Но производительность сельского хозяйства была на достаточно низком уровне. Население в 16-м и 17-м веках достаточно быстро росло в балканских провинциях и в Малой Азии, но в других регионах стагнировало. На Балканах при этом рост населения во многом был связан с введением новых культур и пород животных, а также близостью к столичному региону. Стамбул с населением порядка полумиллиона человек потреблял много мяса, овощей и фруктов, а потому в ближайших районах было выгодно осваивать даже не самые продуктивные земли.
В этот период сохранение традиционных феодальных отношений было уже не выгодно, поскольку в сельском хозяйстве возобладали товарно-денежные отношения. Потому началось сокращение количества землевладельцев, получавших земли за службу в войске. Но традиционно для Османской империи без резких движений. Те, кто владел землей ранее, продолжали ею владеть, и лишь в 19-м веке помещики исчезли как класс.
Но даже там, где помещичье землевладение не получило развития, никакого развития капиталистических форм земельных отношений не было. Государство поддерживало сохранение мелких крестьянских хозяйств и не допускало концентрации земельной собственности.
Промышленное производство в 15-м и 16-м веках концентрировалось в городах, где возникла традиционная для Средневековья система гильдий (цехов). Государство в этот период создало первые мануфактуры – верфи, пушечные и ружейные мастерские, а также предприятия по производству бумаги. Но эти мануфактуры не стали примером для частных предпринимателей. Мануфактурное и промышленное производство начали развиваться только в 19-м веке. Более того, даже спрос на продукцию государственных мануфактур был сильно ограничен, поскольку государство не стремилось провести стандартизацию вооружения в армии, старалось не допустить утечки своих военных технологий в соседние страны, и пресекало попытки населения вооружиться. В результате, в 18-м веке даже производство оружия оказалось в руках ремесленников, а значит, вооружение одного бойца стало слишком дорогим в сравнении с европейским. Зато трофейное турецкое оружие, сделанное на высоком художественно-декоративном уровне, занимало одно из главных мест в коллекциях русских вельмож.
В 16-м – 18-м веках основными предметами экспорта турецкой промышленности были хлопковые и шелковые ткани, а также выделанная кожа и изделия из нее. В 19-м же веке сохранились только экспорт шелка-сырца и восточных ковров.
Заметим, что в 17-м и 18-м веках на фоне кризиса всего Османского государства наблюдался и кризис системы ремесленных гильдий. Значительная доля производства переместилась в сельскую местность, где крестьяне и члены их семей занимались ремеслом и торговлей вне сельскохозяйственного сезона. Эти процессы были аналогичны тем, что наблюдались в Западной Европе во время Малого Ледникового Периода, но если сильное европейское купечество смогло организовать крестьян в рассеянные мануфактуры, то в Османской империи этого не произошло.
Османская империя, заметим, просуществовала более 600 лет, в то время как существовавшие до нее мусульманские империи быстро разрушались. Здесь дело не только в прочности и гибкости государственных институтов Османской империи, но и в ее относительной финансовой устойчивости, которая в свою очередь была основана на сложной системе налогообложения.
При этом нужно заметить, что османы, завоевав какой-нибудь регион, не торопились вводить в нем свою систему налогообложения. Вместо этого долгое время использовалась прежняя система, которую дополняли новыми налогами (сразу вводились только налоги на немусульман).
Итак, в Османской империи существовали традиционные для мусульманских стран налоги на землю и личные налоги, величина которых отличалась для мусульман и немусульман. Но кроме того, существовали налоги на доходы от сельского хозяйства; на имущество (в частности на скот и на жилые постройка), косвенные налоги на соль и вино.
Кроме того, существовали налоги в пользу местных властей и землевладельцев (величина этих налогов и налоговая база устанавливались индивидуально для каждой провинции), а в случае войны население должно было платить экстраординарные налоги. За счет этих налогов в провинциях, где планировались военные действия, создавались запасы провианта и фуража для армии.
Сложная система налогообложения в первую очередь должна была служить для эффективной эксплуатации населения и пополнения казны, но нужно отметить, что она позволяла и регулировать сельское хозяйство, заставляя крестьян выращивать те культуры, которые посчитало нужным выращивать местное или центральное правительство. Не без стараний центрального правительства империи возник новый центр шелководства в Малой Азии, а Балканский регион стал местом товарного производства шерсти.
Предыдущее: Османская империя. Часть 1. | Следующее: Португальская империя. Часть 1. |
Cодержание: Экономическая история цивилизации.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО