Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
В 1854 году севастопольцы укрепляли кратчайшую и ближайшую к городу позицию, лишь бы успеть подготовиться к отражению штурма. Это было вполне рациональное решение, но задолго до осады (т.е. весной или осенью 1854 года) должно было быть принято решение о создании другой линии обороны. В 1855 году Тотлебен осознал слабость близкой к городу позиции в случае затяжной осады и попытался выдвинуть вперед несколько передовых укреплений. Но все равно, полноценных долговременных укреплений и батарей на Сапун-горе, которые бы с фланга прикрывали подступы к Малахову кургану, Севастополю очень не хватало. Их наличие крайне затруднило бы штурм Корабельной стороны с юго-востока, облегчило бы русским наступление по Сапун-горе к Почтовой дороге и заодно сделало бы восточную часть Большой бухты безопасной для русского флота.
Актом подготовки Севастополя к обороне было также затопление кораблей Черноморского флота. При этом флотские начальники встретили распоряжение князя А. С. Меншикова о заграждении входа в бухту с непониманием и негодованием. Подготовка к затоплению началась только вечером 9 (21) сентября после совещания капитанов и флагманов флота (через сутки после приказа). Следующий день назначенные к затоплению корабли провели на рейде (на месте затопления), а само затопление состоялось утром 11 (23) сентября. Между Константиновской и Александровской батареями первоначально были затоплены пять старых линейных кораблей (один из них к началу войны служил блокшивом) и два фрегата. Поскольку распоряжение о заграждении входа в гавань стало неожиданным для моряков (князь Меншиков не подумал об это заранее), подготовка к затоплению велась в жуткой спешке и на той позиции, где корабли и были затоплены, снять с них полностью все вооружение и полностью весь боезапас не удалось. Кстати, снимать с кораблей орудия, весящие несколько тонн каждое было бы намного проще, если бы корабли стояли у причальной стенки.
С одной стороны, затопление кораблей было необходимым действием, которое не позволило союзному флоту проникнуть с Севастопольскую бухту. Без затопления кораблей англо-французский флот имел хорошие шансы прорваться в бухту, поскольку береговые батареи не обладали достаточной скорострельностью и поражающей способностью, чтобы быстро вывести из строя паровые линейные корабли, идущие на прорыв. При этом, узнав о затоплении кораблей, союзники были вынуждены отказаться от атаки с моря.
С другой стороны, затопление кораблей было совершенно ненужным. Хватило бы минного и бонового заграждения, но мин на Черном море почему-то не было. Или хватило бы усиленного артиллерией (или кораблями) ряжевого заграждения на входе в бухту, в котором были бы оставлены проходы для собственных кораблей, но о его создании никто заранее также не побеспокоился. Хотя за 10 месяцев после Синопского сражения и обострения отношений с западными державами можно было успеть очень много, за это время Севастополь вполне можно было сделать неприступным с моря и с суши.
Предыдущее: Первый этап осады Севастополя. Часть 10. | Следующее: Первый этап осады Севастополя. Часть 12. |
Cодержание: Крымская война 1853 - 56.
Вернуться в начало раздела: Оборона Севастополя (Осенний этап).
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО