Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
РАФ БЕ2 (RAF B.E.2).
В результате, Константиновская батарея пострадала от бомбардировки с моря сильнее других. На батарее произошел взрыв пороха, были выбиты 22 орудия, вышли из строя ядрокалильные печи, а потели личного состава достигли 55 человек. Тем не менее, попытки англичан подойти к батарее и добить ее оказались безуспешны. Пробить стены батареи и выбить орудия, укрытые в казематах англичанам не удалось.
Прикрывавшие эту батарею с севера достаточно слабые Батарея Карташевского и Волохова башня в течение боя смогли нанести атаковавшим их английским кораблям значительные повреждения, а сами почти не пострадали (на две батареи – один поврежденный станок и 23 раненых). Они находились на возвышенностях, и только малая часть корабельной артиллерии могла стрелять по ним.
Потери английского флота в дневном бою составили 310 человек. Ни один корабль не был потерян в ходе боя (в этом англичанам повезло), но два корабля получили тяжелые повреждения и были списаны на дрова. Еще три или четыре корабля получили значительные повреждения и нуждались в ремонте на суше. Часть английских кораблей ушла к устью Качи, а часть срочно отправилась в Балаклаву на ремонт (причем завершать его пришлось в Стамбуле).
В общем, атака союзного флота завершилась полным провалом. Было израсходовано 40 – 50 тысяч снарядов, а итог был практически нулевым (намного меньшим, чем от бомбардировки на суше). При этом союзный флот понес значительные потери в людях, а половина кораблей нуждалась в серьезном ремонте.
Пожалуй, если бы Черноморский флот не затопил свои корабли, то выйти в море и атаковать Казачью бухту и особенно стоянку у устья Качи, пользуясь ночным бризом, было бы неплохой идеей. В том и в другом случае русские получили бы значительный перевес в кораблях, пушках и запасах снарядов на борту. Перевес в лошадиных силах корабельных машин тоже был бы не критичен, поскольку после боя союзники должны были чистить котлы и перебирать машины. При этом паруса союзный флот поднять не мог из-за больших повреждений рангоута и из-за того, что на английских кораблях были демонтированы верхние части мачт. В принципе, даже атака оставшихся русских кораблей могла бы стать успешной, хотя и была бы связана с гораздо большим риском. И обязательно нужно было после этой победы отправить в море несколько крейсеров для действий на вражеских коммуникациях, пока вражеский флот чинит полученные повреждения.
Русские батареи береговой обороны показали свою силу, но одновременно была обнаружена слабость Константиновской батареи и формальный подход к строительству батарей севернее нее. Волохова башня и батарея Карташевского оказались на своем месте и были весьма эффективны в бою, но артиллерия этих батарей была слишком малочисленной, чтобы поддерживать огнем Константиновскую батарею и отбивать атаку на сами эти батареи.
Предыдущее: Первый этап осады Севастополя. Часть 17. | Следующее: Первый этап осады Севастополя. Часть 19. |
Cодержание: Крымская война 1853 - 56.
Вернуться в начало раздела: Оборона Севастополя (Осенний этап).
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО