Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
Ввинтовка Лебеля.
Оперативно сражение по Аррасом было попыткой германцев сокрушить оборону противника на краю фронта и выиграть за счет этого фланг. И одновременно оно состояло из двух попыток французов выиграть фланг исключительно за счет железнодорожного маневра, а потом использовать выгодное положение для нанесения ударов по противнику.
Но нужно заметить, что оперативные планы с обеих сторон быстро проваливались, т.е. командирам с обеих сторон постоянно приходилось импровизировать. Германские планы – потому, что войскам от станций выгрузки приходилось делать несколько переходов, и бой требовал еще несколько дней, а потому противник успевал среагировать на появление новых угроз. Французские планы проваливались из-за того, что на фланге у германцев оказывалась слишком слабая французская группировка, а потому никакого ущерба противнику она нанести не могла, только задержать наступление ценой больших потерь. Это относиться относится и территориальным дивизиям Бругера (пытались надавить на фланг еще до начала основного сражения), и к Сводному корпусу (атаковавшему фланг германцев восточнее Арраса), и к 21-му корпусу (пытавшемуся сделать это севернее Ланса). В общем, обе стороны одинаково плохо и безуспешно боролись за фланг; и достаточно плохо импровизировали в ходе этой борьбы.
Но одновременно сражение при Аррасе включало две попытки прорыва фронта со стороны германцев. Одна – это запланированная попытка прорвать сложившийся позиционный фронт у Руа. Другая – стихийно начавшийся прорыв Гв.АК западнее Бапома, где еще не было прочного фронта. Обе они не привели к прорыву фронта, но в обоих случаях фронт был продавлен на несколько километров, а потому сражения в этих местах нельзя назвать позиционными. В этом смысле попытки прорыва были удачными, тем более, что в обоих случаях французам для их ликвидации пришлось бросать в бой резервы Главной Квартиры.
И все же прорывы германцев были остановлены (точнее сами затормозились). Причиной стали большие потери в наступлении в обоих случаях. Это говорит нам о том, что германское командование не смогло спланировать сражение, в котором противник оборонялся по правилам крепостной войны. И не смогло оно быстро отреагировать на изменения ситуации, чтобы увеличить натиск (в частности, западнее Бапома), когда появились признаки успеха.
Но это не означает, что прорыв фронта осенью 1914 года был невозможен. Скорее, мы можем говорить, что германцев, которым не хватало железных дорог, это был более выгодный путь к победе. Но им все время не хватало сил. Возможно, всего нескольких батальонов Ландвера, которые еще в августе заняли бы Лилль и Дуэ, и не хватило для победы под Аррасом. Эти гарнизоны не только бы обеспечивали северный фланг и сдерживали давление противника, но позволили бы перевозить войска ближе к фронту, не теряя время на пеший маневр.
Предыдущее: Итоги сражения при Аррасе. Часть 1. | Следующее: Итоги сражения при Аррасе. Часть 3. |
Cодержание: Западный фронт ПМВ; Первая Мировая Война.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО