En
---
Логотип в центре

Свежее на сайте

Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.

Шрифт: A   A   A

В этот день в прошлом

21. 11.

Арабские Халифаты. Часть 1.

Среди крупнейших государств Раннего Средневековья были империи, созданные арабами в ходе завоеваний 7 – 8 веков. А затем в состав этих империй мирно и не очень включались и другие народы, которые не были покорены в ходе первой волны завоеваний. Арабские завоевания сделали ислам мировой религией, а потому сейчас мы будем рассматривать экономические предпосылки формирования Исламского мира.

Арабы в начале 7-го века были, в основном, кочевниками разводившими верблюдов, овец, ослов и лошадей. Заметим, что поголовье лошадей, причем лошадей, годных для боя, оказалось достаточно большим, чтобы сформировать сильную конницу, которая стала одним из козырей арабских полководцев. Но заметьте, в современных пустынях Аравии невозможно содержать сотни тысяч лошадей, следовательно климат Аравийского полуострова был более влажным, что и стало одним из триггеров арабских завоеваний. Но кроме кочевого арабского населения существовало и оседлое население на берегах Персидского залива, в Омане, в Йемене, вблизи Красного моря. Эти районы были достаточно богаты за счет развитого земледелия, рыболовства и торговли, а потому на начальном этапе завоеваний они поставляли в армии халифата тяжелую пехоту.

К 634 году арабские племена были объединены новой религией – Исламом, которая призвала их на выгодную в материальном и духовном плане «Священную войну» с целью распространения новой религии по миру. Проповедь ислама оказалась очень эффективна в том плане, что первые халифы могли набрать до 100.000 воинов-добровольцев, а другие жители Аравии обеспечивали снабжение этих армий. Т.е. в начале своей истории Халифат имел очень дешевую армию. И уже в 634 году армии Халифата вторглись в Палестину и в Месопотамию. Противостоявшие им Византийская и Сасанидская империи были измотаны длительной борьбой друг с другом, и хотя их армии были многочисленны, в неудовлетворительном состоянии находились крепости на территории нынешних Палестины, Иордании и Ирака, и у обеих стран была опустошена казна. Хуже того, налоги в обеих империях были чрезвычайно высоки (сказывались почти 30 лет непрерывных войн), а христиане Сирии, Армении, Египта и Ирака не были православными. А потому местное население почти не оказало сопротивления завоевателям.

В дальнейшем сопротивление стало расти, но продолжению завоеваний способствовала пропаганда, которую вели арабы. Они обещали (и реально устанавливали) очень низкие налоги, а также гарантировали веротерпимость, а также обещали дополнительные льготы перешедшим в Ислам.

За два десятилетия была полностью сокрушена Империя Сасанидов, а Византия потеряла почти все свои африканские и азиатские провинции. Темп роста Халифата был просто изумителен, но очень быстро расширение арабского государства остановилось. Тому были две причины: Во-первых, арабы были рассеяны по всей огромной территории от Марокко до Афганистана. Их было мало и для создания администрации и для охраны порядка; пограничные гарнизоны насчитывали порядка тысячи воинов, а армии – около 10.000. Именно такого размера армии завоевывали долину Инда в начале 8 века. Во-вторых, арабы быстро столкнулись с более прочными изнутри государственными образованьями. В Малой Азии арабов ждали территории, заселенные греко-романским населением, для которого Византийская власть не была чуждой, и которое оказало арабам ожесточенное сопротивление. На Кавказе арабы столкнулись с хазарами; в Средней Азии – с Империей Тан; в Индии – с государством Гурджара-Пратихара, в Европе – с Королевством Франков.


-----

Одновременно Халифат, которым в это время правила династия Омейядов, слабел изнутри. Дело в том, что первоначально арабы, захватив новые территории, ничего не меняли в их экономике и управлении. В захваченных византийских провинциях продолжала действовать администрация по римскому образцу; в провинциях отбитых у Сасанидов, действовала персидская модель управления. Соответственно, сохранялись и все экономические отношения, даже торговля с другими странами страдала мало. Арабы лишь снижали налоги, сохраняя для немусульман достаточно высокий подушный налог (джизию) и земельный налог. Для мусульман же существовал очень низкий налог на имущество и невысокий земельный налог.

При этом налог на имущество мусульман перераспределялся внутри мусульманской общины, давая необычно высокий для Раннего Средневековья уровень социальной защиты. За счет этого переход в ислам был очень привлекателен для немусульманского населения Халифата. Но это резко снижало поступления джизии, которая была основой финансового благополучия Халифата.

Также сокращался и поземельный налог, поскольку земля постепенно переходила в руки мусульманской знати. Для немусульманских общин было выгоднее заключить фиктивный договор продажи земли с мусульманином, чтобы в дальнейшем не платить налогов. В результате, к середине 8-го века Халифат Омейядов ослабел настолько, что начал отступление под ударами франков и византийцев. Ситуация требовала перехода к профессиональной наемной армии, т.е. резкого повышения налогов. Но Халифат пошел иным путем. В 750 году к власти в нем пришла династия Абассидов, которые догадались призвать на джихад новообращенных мусульман и за счет этого увеличили армию. В дальнейшем этот прием повторялся многократно. На войну с «неверными» направлялись армии, созданные из новообращенных кочевых племен и из добровольцев со всего мусульманского мира. Кроме исполнения своего религиозного долга «воины ислама» традиционно могли рассчитывать на получение земли в завоеванных странах.

Халифат Абассидов смог остановить наступление Византии и отбросить ее в западную часть Малой Азии; одновременно в Испании было остановлено наступление франков. Но нужно отметить, что внутри Халифат не становился сильнее: приходилось поднимать налоги, бороться с сепаратизмом крупных мусульманских феодалов, подавлять восстания различных арабских и неарабских племен.

Предыдущее: Экономика Византии. Часть 3.  Следующее: Арабские Халифаты. Часть 2.

Cодержание: Экономическая история цивилизации.

***   ^^^

Метки статьи:


 


Добавьте комментарий.
Их еще мало...

Понравилось? Нажми здесь!! ( )

Поделиться с друзьями: BK   ОдК   twit   fb   g+

Также смотрим:

 

 

Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.

Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО

Немного истории 2013 - 2017 (l, s, v)