Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Приказ Александра II от 30 августа 1855.
Ввинтовка Лебеля.
В качестве пути усиления Халифата изнутри были выбраны рост экономики, в том числе за счет расширения торговли; завоевание новых земель; унификация и консолидация системы управления. Система управления перестраивается по персидскому образцу, который после небольших доработок становится традиционным для мусульманских стран. Халиф является одновременно светским и духовным лидером, а также военным вождем; гражданским управлением занимается визирь и подчиненные ему министерства-диваны; судопроизводство находится в руках духовенства.
Для объединения системы управления потребовалось перевести всю ее на один язык, и им, разумеется, стал арабский, на котором велся суд, и разговаривало духовенство. Потребовалось обучить арабскому языку и грамоте огромное количество людей, а для этого пришлось создать большое число школ. Результатом стало дальнейшее распространение грамотности и подъем культуры и науки.
Расширение халифата велось в первую очередь в Средней Азии, где имелись богатые земли, и проходил торговый путь в Китай. Ослабевшая Империя Тан перестала контролировать этот регион, и арабы добились достаточно легких побед. Но в Средней Азии они вели себя жестче, чем во время ранних завоеваний. Местная знать истреблялась, а земли сразу захватывались мусульманскими феодалами.
И все же почти все торговые маршруты между Китаем и Западом были захвачены арабами. Они освоили также новые маршруты между Восточной Европой и Средней Азией, активно торговали с Великой Степью и народами таежной полосы.
Но подъем экономики в Халифате был связан не только с развитием торговли, но также с подъемом сельского хозяйства и прогрессом в ремесленном производстве. В основном, арабы распространяли достижения одного региона на другие. Они повсеместно вводили поливное земледелие по ближневосточным образцам (в частности, при арабах каналы и водяные насосы типа колеса, приводимого в действие животными, появились в Испании), распространяли новые культуры (в частности заимствованные из Китая цитрусовые, заимствованные в Индии бананы, рис, манго, хлопок), улучшали породы животных. Кроме того, развивалась и наука о земледелии: арабские ученые изучали виды почв, различные варианты севооборота и способы удобрения; они старались привести приемы земледелия в соответствие с почвами и природными условиями. Выращивание рассады не было арабским изобретением, но оно стало применяться систематически, к многим видам огородных и садовых культур. В садоводстве же прививка культурных растений считается изобретением арабов, как и техника обрезки многих плодовых деревьев.
Арабы начали строить ветряные мельницы и мельницы, встроенные в мосты. Такие мельницы в заметно снижали затраты при производстве качественного хлеба.
В ремесленном производстве арабский мир не сделал крупных открытий в плане способов его организации. Но через арабские страны на запад пришли многие китайские достижения: фарфор (для него в арабском мире были созданы глазури на основе благородных металлов и белые глазури на основе олова), бумага (ее активно производили в Средней Азии), порох. Арабы восстановили производство стекла и хрусталя в Сирии и Палестине, распространили по всему арабскому миру знания о производстве стали, научились применять сплавы и соединения ртути.
Список научных достижений арабского мира этим не заканчивается, достаточно вспомнить работы арабских врачей, астрономов, математиков и архитекторов. Но все же в экономике ремесленного и промышленного производства арабы не смогли сделать шаг вперед.
Также и в финансах арабский мир не смог совершить революцию. Денежная система была позаимствована в Византии. А финансовые отношения регулировались Кораном, запрещавшим ростовщичество и безрисковые кредиты. Во времена Древнего Рима, производившего драгоценные металлы для всего Старого Света, это было возможно. Но Халифат Абассидов испытывал дефицит металла для чеканки денег, и подъем финансовой сферы в нем был возможен только за счет мобилизации денег населения, что не наблюдалось.
Арабы позаимствовали у Византии и понятие о частной собственности. Но в во времена Халифатов завоеванные территории были собственностью всей мусульманской общины, лидером которой был халиф. Обрабатывающие эту землю немусульмане были лишены права собственности и лишь пользовались землей. Получавшие ее во владение арабы-завоеватели также не имели первоначально права распоряжения землей. Но, разумеется, полноценная частная собственность возникла достаточно быстро.
Таким образом, Халифат оказался не очень прочен и начал распадаться на отдельные государства в середине 9-го века. В этих государствах преобладали феодальные отношения с мусульманской спецификой, и они продолжали быть частью единого мусульманского мира. Но теперь они часто воевали между собой. А расширять границы исламского мира должны были государства на его окраинах – в Средней Азии и Северной Африке. Время от времени там появлялись сильные правители, которые распространяли ислам дальше – в Индию, в восточный Китай, среди тюркских народов, среди народов Сахары.
Халифат Абассидов, как самостоятельное государство просуществовал в Ираке до монгольского завоевания. К этому времени у мусульман не нашлось лидеров, которые смогли бы применить старые способы мобилизации населения для борьбы с новым противником. Наемные же армии, которые к тому времени использовало большинство мусульманских правителей, оказались слишком малочисленны.
Предыдущее: Арабские Халифаты. Часть 1. | Следующее: Варварские королевства. |
Cодержание: Экономическая история цивилизации.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО