Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
Ярчайшим явлением в средневековой торговле была Ганза – союз свободных, имперских и зависимых германских городов на берегах Балтийского и Северного морей. Возникнув как неформальное объединение торговых гильдий этих городов в 12-м веке, данный союз приобрел официальный характер в 13-м веке и тогда же смог практически монополизировать судостроение и торговлю в акватории Северного моря, Балтийского моря и Ла-Манша. Первоначально причинами объединения немецких торговых гильдий были сильнейшая конкуренция со стороны скандинавских торговцев в Балтийском море, а также желание кооперироваться на рынках Западной Европы, где крупным объединениям торговцев было проще договариваться с королевской властью.
В 13-м веке Ганза, благодаря полученным привилегиям, монополизировала торговлю между Британией и Германией (причем большая часть британского экспорта и импорта по другим направлениям также перевозилась на судах Ганзы). В 14-м веке Ганза выиграла войну у Дании, получила привилегии в Датских проливах и смогла монополизировать скандинавскую торговлю, тогда же был заключен выгодный для Ганзы торговый договор с Новгородом и Псковом. Фактически, Ганза смогла монополизировать торговлю между Восточной Европой и Скандинавией с одной стороны и Британией, Францией, Нидерландами и Фландрией с другой. Прибыли Ганзы от этой торговли достигали 100% (на самом деле, это нормальный уровень прибыли для средневековой коммерции, связанной с огромными рисками). Ганза содержала на эти прибыли флот и войска для борьбы с пиратами и для подчинения иных городов и государств.
В период расцвета в 15-м веке в Ганзу входило 130 городов официально и около 160 неофициально. Но главными городами союза были свободные города Гамбург (на берегах Северного моря, торговавший с Британскими островами) и Любек (главный порт на Балтике). Сухопутный путь между Любеком и Гамбургом был важнейшей транспортной артерией Ганзы на случай войн в Скандинавии и других препятствий для судоходства в Датских проливах. Да и вообще, до 16-го века торговцы предпочитали сухопутный путь из Гамбурга в Любек, а не вокруг Ютландии. Заметим, что Гамбург и Любек находились примерно в таком же положении, как Венеция и Генуя, но в отличие от итальянских городов смогли объединиться. Кроме примерно сотни городов в Германии важной частью Ганзы были немецкие колонии в устьях рек восточной части Европы: Гданьск, Кенигсберг, Рига, а также прочие немецкие колонии на Балтике. В Швеции в Ганзу входили Стокгольм и Висбю. Конторы Ганзы находились в Лондоне, Брюгге, Антверпене, Бергене, Каунасе, Новгороде, Пскове, Полоцке.
Таким образом, Ганза не была государственным образованием, а скорее большим торговым объединением, членство в котором не было постоянным. Поэтому оно не было прочным, несмотря на наличие собственной казны, собственных вооруженных сил, а также органов управления. Даже достаточно демократический способ управления союзом, когда важнейшие решения принимались на съездах представителей всех городов (именовавшихся «ганзатаг»), не способствовал росту прочности союза.
Экономической основой Ганзы была монопольная рента от использования морского пути от Ла-Манша до Финского залива и речных путей по Рейну, Эльбе, Одеру, Висле и Зап. Двине. Это главная особенность Ганзы. Дополнительно Ганза являлась монополистом в кораблестроении вплоть до 15-го века. Немецкие государства (княжества, архиепископства, рыцарские ордена) предоставляли Ганзе вооруженную поддержку, поскольку их благосостояние зависело от успешности торговли и политики Ганзы.
При этом торговлю ганзейские купцы вели по старинке – бартером или за наличный расчет, стараясь избегать кредитных сделок, операций с векселями и тому подобного. И это было оправдано, особенно на «малоцивилизованных» европейских окраинах.
Поскольку Ганза была союзом очень большого количества городов (практически независимых друг от друга), то она была вынуждена навязывать своим членам и иностранным контрагентам очень жесткие условия: торговлю только через представительства и конторы, обязательное складирование товаров там же и т.д. Все это, чтобы не дать купцам из одного города получить преимущества над другими. И все это заставляло Ганзу возводить огромные торговые дворы в тех городах, с которыми велась торговля, т.е. торговая инфраструктура Ганзы была достаточно дорогой в сравнении с конкурентами.
Предыдущее: Торговля в конце Средневековья. Часть 2. | Следующее: Ганзейский союз. Часть 2. |
Cодержание: Экономическая история цивилизации.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО