Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
Помогло французам и то, что рядом был Париж – важнейший транспортный узел Франции. Из-за этого потеря железных дорог на Эне и на реке Вель не привела к транспортному кризису для армий Антанты. Кроме того, именно большая пропускная способность Парижского транспортного узла позволяла перебрасывать резервы с северного участка фронта в количестве нескольких дивизий в сутки. А прочная воздушная оборона Парижа не позволила германцам разрушить коммуникации с воздуха (к этому они не очень-то и стремились, ибо не стянули свою авиацию на участок атаки). Т.е. выбор Парижа в качестве объекта атаки был хорош, если речь шла об отвлекающей операции, но плох, если бы германцы стремились навязать противникам решающее сражение кампании.
Стратегически, в краткосрочном плане германцы создали огромную и прямую угрозу Парижу, что заставило командование Антанты сконцентрироваться в районе Парижа и восточнее все свои стратегические резервы. Пока не были возведены укрепления, эти резервы были скованы в районе Парижа. С одной стороны, это давало германцам стратегические преимущества, но с другой стороны, делало в ближайшие два месяца наступательные операции в районе Парижа бессмысленными.
В долгосрочном плане Антанта понесла очень большие потери, которые могли быть скомпенсированы только за счет переброски войск из США. А поскольку переброска войск шла не очень быстро (100 – 150 тысяч человек в месяц), да и прибывали неподготовленные солдаты, то война могла затянуться еще на годы. И германцы на Эне сделали крупный шаг к затягиванию войны. Однако в среднесрочной перспективе (до полугода) Антанта за счет своих обученных ранее резервов оказывалась в выигрыше. Так что еще один шаг к истощению сил германцев был ею сделан.
Важным было и то, что французы на Эне выиграли время. Хотя перевозки американских войск шли медленно, но все же каждый месяц в строй становилось до 5 американских дивизий. Кроме того, британцы готовили 200 тысяч резервистов, которые к августу должны были пополнить войска. Таким образом, во время 3-й битвы на Эне французы выиграли примерно треть времени, необходимого Антанте для получения численного преимущества на Западном фронте.
Стратегически германцы получили значительные плюсы от выигранного пространства. Они лишили противника железных дорог вдоль реки Эны, вдоль реки Вель и вдоль Марны, причем последняя была двухпутной магистралью снабжавшей весь фронт в Шампани и являвшейся главной дорогой до Нанси. То есть с точки зрения снабжения войск и перевозки резервов, союзники по Антанте получили сильный удар, компенсировать который в ближайшее время не могли. Конечно, французы имели еще 4 колеи, ведущие к восточной границе, плюс все чаще перебрасывали войска автомобильным транспортом, но все же транспортные возможности Антанты восточнее Парижа сократились примерно вдвое.
Таким образом, стратегически германцы одержали победу. Положение Антанты значительно ухудшилось, но германскому командованию предстояло реализовать свое преимущество как можно быстрее. Но победа германцев не была решающей, и в реальности данная победа стала очередным шагом к самоистощению германских войск и к сокращению численности резервов, поскольку не только французам пришлось увеличивать численность армий под Парижем и Реймсом, но и германцам. К концу операции на активном участке от Уазы до Реймса находилось 40 дивизий. После перехода к обороне их должно было остаться около 25, но это приблизительно на 10 больше, чем требовалось для удержания в спокойной обстановке линии фронта, соответствующей началу марта 1918 года.
Предыдущее: Итоги Третьей битвы на Эне. Часть 2. | Следующее: Второе сражение при Нуайоне. Часть 1. |
Cодержание: Западный фронт ПМВ; Первая Мировая Война.
Вернуться в начало раздела: Третья битва на Эне.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО