Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
РАФ БЕ2 (RAF B.E.2).
Развиваться начинавшейся Варшавско-Ивангородской Операции предстояло в большой излучине Вислы, т.е. на территории ограниченной с запада рекой Вартой, с севера – рекой Бзурой, с востока – средним течением Вислы (ниже устья реки Сан), с юга – верхним течением Вислы.
Эта территория делится на две почти равные части рекой Пилица, текущей почти прямо на восток. Севернее Пилицы находится равнинная территория центральной Польши. К началу 20-го века она была густо населена, почти лишена крупных лесов, зато изобиловала небольшими селениями, городками, хуторами и дорогами. Возвышенности здесь находятся на юго-западе, а на севере лежит низменная долина Бзуры, заболоченная во многих местах.
Южнее Пилицы находится Малопольская возвышенность. Здесь холмов больше, а в районе к северо-востоку от Кельце они переходят в изолированный низкогорный массив, отроги которого тянутся в юго-восточном направлении к Висле и устью Сана. При этом южнее Кельце в начале 20-го века находились достаточно обжитые территории степного и лесостепного характера, а севернее – густые леса на холмах и в долинах небольших рек. Крупнейшие лесные массивы сохранялись в долинах Вислы и Пилицы.
В верхнем течении Пилица является достаточно быстрой рекой, но после поворота на восток она замедляется и течет в широкой, и частично заболоченной долине. Переправа через нее возможна во многих местах, но удобных для обозов и артиллерии переправ недостаточно. В первую очередь это Нове Място и Мнишов, где проходили крупные шоссе и имелись постоянные мосты, также упомянуть нужно Иновлодзь и Бялобржеги.
Висла в среднем течении является рекой широкой (от полукилометра и более) и глубокой. Повсеместно на ней развито судоходство, т.е. вброд перейти ее невозможно. Берега во многих местах заболочены. Постоянные мосты в начале 20-го века имелись только в Новогеоргиевске, в Варшаве и в Ивангороде. Все они были прикрыты крепостями. Однако, течение реки медленное и не препятствует строительству временных мостов. Но длина моста с подъездными путями составляла бы около километра.
Осенью, однако, на средней Висле возможны наводнения, если в Карпатах идут сильные дожди. Это мешало наведению мостов. Но в целом октябрь в излучине Вислы является умеренно теплым и не очень сырым месяцем (данные по климату). Однако, во второй половине октября может наступить распутица, как это и было в 1914 году. Более того, в 1914 году выдалась очень дождливой и вторая половина сентября, что снизило подвижность войск уже в самом начале операции.
Основные железные дороги: Калиш – Лодзь – Варшава; Оппельн – Ченстохова – Пьотроков – Варшава; Катовице – Кельце – Радом – Ивангород; Ченстохова – Кельце. Обе стороны старались разрушить железные дороги при отступлении. Так же при наступлении обеим сторонам пришлось перешивать колею с русской на европейскую и обратно. Поэтому наступающая сторона, продвинувшись на 80 км (максимальное расстояние для обозов по очень плохим дорогам), начинала испытывать трудности со снабжением войск, особенно южнее Пилицы, где мало местного населения и недостаточно местных продовольственных ресурсов.
Важнейшие шоссе: Бреслау – Пьотроков – Варшава с ответвлением на Ченстохову и Краков – Варшава. Первое шоссе проходит северо-западнее верховьев Пилицы, второе – восточнее и пересекает ее в Томашеве (это другой Томашев, не тот который упоминался во время Галицийской Битвы). Оба шоссе идут в северо-восточном, а не в восточном направлении. Для движения в восточном направлении южнее Палицы хороших дорог мало. Но существовало параллельное железной дороге шоссе Ченстохова – Кельце, а также имелась дорога Пьотроков – Радом. Достаточно хорошими и удобными были дороги вдоль верхней Вислы, ведущие на Сандомир и Опатов. Кстати верхняя Висла, восточнее Кракова, вполне могла служить заменой шоссе, когда речь шла о снабжении войск.
Для движения войск наиболее удобны южная часть театра, южнее Кельце, и его часть к северу от Пилицы. Очень удобным является маршрут от Ченстоховы на Варшаву, проложенный так, что на пути наступающих не встречаются крупные водные преграды, леса и болота.
Предыдущее: Стратегическая ситуация перед ВИО. Часть 2. | Следующее: Стратегическая ситуация перед ВИО. Часть 4. |
Вернуться в содержание: Русский фронт Первой Мировой Войны.
Вернуться в начало раздела: Варшавско-Ивангородская операция.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО