Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
Ввинтовка Лебеля.
Британские военные уже начале Первой мировой войны обнаружили, что 1-фунтовые пом-помы неэффективны в качестве зенитных орудий, поскольку имели слишком низкую начальную скорость снаряда, и эти снаряды были недостаточно эффективны при попадании. Поэтому уже в 1915 году британский флот заказал 2-фунтовую версию автоматической пушки Виккерса в качестве противовоздушного средства и в качестве вооружения для «москитного флота». Уже в 1915 году первые пушки были изготовлены, установлены на броневики (Pierce-Arrow arm. AA lorry) и отправлены на фронт во Францию. Испытания проходили прямо на фронте по их результатам «Виккерс» получил огромный заказ на новые автоматы.
В результате, 2-фунтовый автомат Виккерс (QF 2-pdr Mk II) стал еще более крупным аналогом пулемета Максим. Его калибр был увеличен до 40 мм при весе снаряда 0,91 кг (т.е. в сравнении с 37-мм пом-помом увеличилась длина и толщина стенок снаряда). Длина ствола составила 1,6 м (официально 39 калибров), а длина ствола с автоматикой в казенной части – 2,4 м). Вес ствола достиг 240 кг, поэтому поворот орудия одной мускульной силой стрелка был невозможен.
Увеличение массы орудия и массы снаряда позволило увеличить начальную скорость снаряда до 590 м/с и дальность стрельбы по горизонту до 6 км. За это пришлось заплатить снижением скорострельности до 200 выстрелов в минуту. Воздушные цели 2-фунтовый автомат Виккерс мог достать на высоте до 3,5 км, однако эффективная дальность стрельбы составляла всего 1,1 км.
Устанавливался 2-фунтовый пом-пом на тумбовый лафет, поворачивающийся на 360 градусов и позволяющий стрелять с максимальным возвышением 70 градусов. Наводку орудия выполняли два человека. Масса лафета – около 1 тонны. Обязательна установка в кузов грузовика или в вагон. Имелись и палубные/береговые варианты автомата, оборудовавшиеся щитом.
В общем, 2-фунтовый пом-пом оказался немного лучше своего предшественника. Он эффективнее отгонял вражеские самолеты (но сбивать даже на фронте удавалось нечасто). Однако имелось и существенные недостатки, которые заставили британцев разрабатывать новые зенитные орудия. Во-первых, недостаточная дальность стрельбы, что стало особенно заметно в конце Первой мировой. Во-вторых, большая масса орудия и низкая мобильность (т.е. невозможность использовать для прикрытия войск), плюс медленное наведение. В-третьих, нестабильность работы автоматики, особенно при больших углах возвышения. В-четвертых, недостаточная останавливающая способность и вероятность попаданя при атаке самолетов на саму установку .
Все это привело попыткам модернизировать автомат в межвоенный период. Был введен новый снаряд и увеличен пороховой заряд. Произошел отказ от матерчатых патронных лент в пользу стальных. Были сделаны попытки внедрить спаренный автомат для малого флота, а счетверенный и восьмерной для крупных кораблей. Два последних наводились электромоторами.
В целом, 2-фунтовый автомат Виккерс (QF 2-pdr Mk II) был не очень хорош в качестве зенитного автомата, но для малых судов был неплох в качестве основного вооружения. Поэтому было выпущено до 7 тысяч этих автоматов, которые были законсервированы после завершения ПМВ, но были вновь приняты на службу в начале Второй мировой и использовались на малых судах. В то же время в качестве зенитных средств на суше эти автоматы были после 1917 года 3-дюймовыми пушками.
Предыдущее: 37-мм пом-помы времен ПМВ. | Следующее: Французская 65-мм горная пушка обр. 1906 г. |
Cодержание: Первая Мировая Война.
Вернуться в начало раздела: Оруже времен Первой мировой войны.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО