Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
Британская 4,5-дюймовая гаубица, как и 18-фунтовая пушка, обязана своим появлением Англо-бурской войне. Именно тогда британцы встретились с 12-см гаубицами Круппа и убедились в их боевой эффективности. После войны началась разработка британских орудий, но шла она медленно, и только в 1906 году была разработана модель, удовлетворившая британских военных, и только в 1908 году (после испытаний) она была принята на вооружение.
С этого момента скорострельная 4,5-дюймовая полевая гаубица (QF 4,5-inch field howitzer Mk. I) стала вторым по численности орудием в армии Британской империи. Еще до начала Первой мировой войны 4,5-дюймовые гаубицы составляли четверть легких орудий в войсках метрополии. В ходе войны это правило было распространено на Армию Китченера и на армии колоний. Т.е. орудие вполне удовлетворяло британских военных и играло важную роль в тактике британских войск. Но в целом оно не было выдающимся.
Итак, скорострельная 4,5-дюймовая гаубица имела ствол длиной 15,6 калибра (но почти 2 калибра приходилось на клиновой затвор, позаимствованный у Круппа). В результате, ствол был длиннее, чем у других гаубиц начала 20-го века, но незначительно; и это мало влияло на боевые характеристики. Первоначально ствол имел 32 нареза с прогрессивной нарезкой, но в ходе войны был введен новый ствол (Mk. II) с измененным замком и с постоянной нарезкой в 18 градусов. Масса ствола с замком составляла 441 кг.
Заряжание было раздельно-гильзовым, причем кроме основного заряда в гильзу укладывалось 3 дополнительных заряда разного веса, что давало в сумме 9 вариантов порохового заряда. При максимальном заряде снаряду массой 16 кг можно было придать скорость около 310 м/с (Mk II). Максимальная дальность стрельбы при этом составляла 6000 м (Mk. I) или 6700 м (Mk. II c улучшенным дальнобойным снарядом). Эти показатели аналогичны показателям легкой германской гаубицы 98 /09.
Максимальная скорострельность при этом составляла 4 выстрела в минуту, но в реальных условиях, особенно при стрельбе неполным зарядом, достичь таких показателей было сложно. При длительной стрельбе орудие делало около 1 выстрела в минуту.
Британская легкая гаубица была оснащена гидравлическим тормозом отката и гидропневматическим накатником, причем величина отката была изменяемой. При нулевом угле возвышения длина отката составляла метр, при возвышении 45 градусов откат сокращался до полуметра. Метровый откат – это много, но за счет этого сокращалась нагрузка на хобот орудия, и орудие не подпрыгивало при стрельбе с малым возвышением.
Лафет орудия был однобрусным с двумя станинами, так чтобы казенная часть ствола могла откатываться между станинами. При этом хобот был коротким (немногим более 2 м) и устойчивость орудие сохраняло только за счет длинного отката. Максимальное возвышение составляло 45 градусов, максимальное склонение – всего 5 градусов. Угол горизонтального наведения составлял 6 градусов в сумме, что неплохо для орудий времен ПМВ. Масса лафета достигала 950 кг (общая масса орудия – от 1370 до 1400 кг). С передком масса орудия была больше 2,2тонны, что позволяло легко перевозить его шестеркой лошадей.
Орудие имело складной щит из двух частей с большим окном для прицела с левой стороны (наводчик постоянно рисковал своей жизнью). Колеса первоначально были деревянные, узкие. Но боевые действия в Палестине и во Фландрии показали, что орудие склонно вязнуть при перевозке. Сначала были введены башмаки, надеваемые на обод колеса; а после ПМВ появились металлические колеса уменьшенного диаметра с пневматическими шинами.
Британская скорострельная 4,5-дюймовая полевая гаубица начинала Первую мировую с двумя типами снарядов – гранатой (с 2 кг взрывчатого вещества) и шрапнелью, причем шрапнелей в боекомплекте было больше, чем гранат. Но в ходе войны гранаты вытеснили шрапнель, появились также дымовые, зажигательные и осветительные снаряды. Химические снаряды также имелись на вооружении, но использовались нечасто.
Таким образом, британская артиллерия в начале ПМВ имела неплохую гаубицу, но не более. По баллистике и используемым снарядам QF 4,5-inch field howitzer была почти полным аналогом германской легкой гаубицы, хотя имела более крупный калибр и была значительно тяжелее. Русским 48-линейным легким гаубицам она значительно уступала. В ходе войны эта гаубица постепенно устарела, но продолжала использоваться. После ПМВ орудие продолжало состоять на вооружении армии Великобритании ее доминионов. В начале ВМВ орудие также использовалось, но к 1943 году было признано устаревшим и снято с вооружения.
В основном 4,5-дюймовая гаубицы производилась королевскими арсеналами в Лондоне и в Ковентри. Также оно производилось в США фирмой Bethlehem Steel. Всего было произведено в районе от 3300 до 3600 орудий (лафетов несколько больше). К концу войны у британцев сохранилось около 1200 легких гаубиц. В ходе Первой мировой данные орудия поставлялись в русскую армию (400 штук), в португальские экспедиционные силы (порядка 40 орудий). После ПМВ орудия служили также в армии Ирландии и в армии Финляндии (в Зимней войне и позднее). До настоящего времени сохранилось порядка дюжины орудий в странах Британского содружества, в США, в Бельгии, а также в Финляндии.
Фотографии времен ПМВ:
4,5-дюймовые под Аррасом (1917 год).
Предыдущее: Британская 18-фунтовая пушка. | Следующее: Истребители Сопвич Кэмел. |
Cодержание: Первая Мировая Война.
Вернуться в начало раздела: Оруже времен Первой мировой войны.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО