Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
Мощнейшими орудиями в системе де Банжа были мортиры, предназначенные для разрушения прочных кирпичных построек, т.е. фортов. Но обе мортиры были слишком мощные и недостаточно точные для борьбы небольшими земляными укреплениями, из которых должна была состоять передовая крепостная позиция или оборона промежутков между фортами. Для борьбы с подобными укреплениями в системе de Bange были гаубицы, основной из которых была 155-миллиметровая.
155 мм гаубица обр. 1881 года, они же короткая пушка обр. 1881 года (Canon de 155 mm court modele 1881) разрабатывалась именно как осадное орудие для борьбы с укрытыми целями небольшого размера. Из-за этого оно очень быстро перестало удовлетворять французских военных, и начались попытки его модернизировать.
Итак, гаубица де Банжа имела достаточно длинный ствол – 15,5 калибров (12,1 калибра – длина нарезной части). В нарезной части 48 нарезов с постепенно увеличивающимся до 7 градусов углом. Для своего времени ствол очень длинный. Даже в начале Первой мировой войны стволы гаубиц были короче. Ствол был тонкостенный (и в казенной части тоже). Поэтому он был достаточно легкий – около 1200 кг. Это стало одной из причин слабых баллистических характеристик и невозможности увеличить дальность стрельбы за счет увеличенного или быстро сгорающего заряда.
Типичным для системы де Банжа было картузное заряжание, поршневой затвор с обтюратором (но конструкция несколько отличалась от затвора 155-мм пушки де Банжа), продольная скоба над цапфами.
Орудие могло стрелять снарядами весом от 40 до 43,7 кг (удлиненный дальнобойный). Полный заряд позволял придать снаряду максимальную скорость от 291 м/с до 303 м/с. Это позволяло метнуть снаряд на 6,5 – 6,8 км. Скорострельность была невысокой – 1 выстрел примерно за 2 минуты.
Первоначально орудие должно было стрелять с неподвижного лафета, устанавливаемого на деревянной платформе. Лафет был оригинальной конструкции и сочетал свойства пушечного и мортирного, поэтому угол вертикальной наводки составлял от – 10 до + 60 градусов. Сектора вертикальной наводки, кстати, были закреплены на цапфах, т.е. ствол орудия был уравновешен. Колеса устанавливались при перевозке и демонтировались при подготовке к стрельбе. Горизонтальной наводки не было. Поворот орудия осуществлялся вручную, деревянными рычагами, подсовываемыми под станины. Кроме того, лафет был очень высоким, поскольку казенная часть ствола получилась длинной. Спрятать подобное орудие было непросто.
Зато лафет был достаточно легким. В боевом положении масса орудия составляла 2,16 тонны, а при перевозке – 2,5 тонны (но из-за малого диаметра колес и большой высоты орудия везти его нужно было медленно и осторожно – со скоростью порядка 2 км/ч).
Перевозить орудие предполагалось по железной дороге. Подготовка к стрельбе требовала несколько часов, поворот гаубицы – около часа. Вот это-то, в первую очередь и не устраивало французских военных. Им нужно было орудие более маневренное, которое можно было бы перевозить лошадьми, которое могло бы менять позицию, которое можно было бы быстрее навести на новую цель. Кроме того, с 1890-х годов французы пытались увеличить скорострельность артиллерии, а оригинальный лафет де Банжа не позволял установить противооткатные механизмы.
Первой попыткой модернизировать орудие, без изменения конструкции ствола стало внедрение лафета Баке в 1890-м году. Это был лафет из двух частей. Колесная часть, фактически, представляла собой платформу с гидравлическим тормозом отката и упругими буферами, по которой скользил маленький пушечный лафет крепостного типа. Накат орудия, как и в крепостных лафетах 19-го века происходил под воздействием силы тяжести и упругости системы отката.
Новый лафет позволял осуществлять горизонтальную наводку орудия (16 градусов в сумме), позволял стрелять с возвышением от – 5 до + 60 градусов. Однако масса орудия при перевозке достигала 3,87 тонны (без передка), а при стрельбе приходилось снимать колеса. Скорострельность была, правда, доведена до 1,5 выстрелов в минуту. Но на практике откат оказался слишком жестким и коротким, поэтому при стрельбе сбивалась наводка. Т.е. конструкция оказалась неудачной.
В 1912 году для оригинальных орудий де Банжа была разработана программа модернизации (с переводом на крепостного типа лафет Филу), но она не была в полной мере реализована.
В целом, руководство французской армии было не в восторге от своих гаубиц. Они не годились для маневренной войны, да и в крепостной войне были способны решать лишь очень узкий диапазон задач. Поэтому до конца 19-го века было произведено не более 350 155-мм гаубиц де Банжа. И большинство из них предназначалось для обороны крепостей. До настоящего времени дожила только одна гаубица на лафете Баке.
Но все же в течение первых двух лет Мировой войны 155-мм гаубицы де Банжа были основными орудиями разрушения во французской армии. Они по всем показателям проигрывали орудиям противника, но все же воевали и справлялись с поставленными задачами (разрушением земляных укреплений и заграждений на переднем крае). По мере износа стволов все они были отправлены в металлолом.
Предыдущее: Фоккер Айндекер. | Следующее: Русская легкая 203-мм пушка 1877 года. |
Cодержание: Первая Мировая Война.
Вернуться в начало раздела: Оруже времен Первой мировой войны.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО