Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
Большая осадная мортира из системы де Банжа разрабатывалась и испытывалась дольше, чем 22-см мортира. Военное министерство Франции хотело получить не просто орудие большой мощности, но и орудие, имеющее дальность стрельбы больше, чем у крепостных орудий главного противника. Первый вариант был создан в 1878 году, но только в 1885 году 27-см мортира была принята на вооружение и не устаревала в течение 30 лет.
Итак, 27-см мортира системы де Банжа (Mortier de 270 mm de siege Modele 1885) была значительно мощнее, чем обычные для 1870-х годов осадные мортиры. Она создавалась будто бы на перспективу, ибо лишь стальные снаряды с новыми взрывчатыми веществами сделали орудия такого калибра максимально эффективными.
Ствол орудия был почти стандартным для своего времени и системы: длина 10 калибров, из них 6,67 – с нарезами (80 нарезов с постоянным углом 12 градусов); поршневой затвор с обтюратором де Банжа; по бокам ствола располагались цапфы, а сверху – скоба для демонтажа орудия с лафета. Особенность именно этого орудия в системе де Банжа – уменьшение толщины стенок ствола к дулу. Масса ствола орудия составила 5,8 тонны.
Обычный мортирный лафет (сходный с лафетом 22-см мортиры), по мнению заказчика, не подходил данному орудию. Вместо этого был уже в 1891 году создан массивный гаубичный лафет крепостного типа, состоявший из основания и откатывающейся при выстреле верхней части (накат происходил под действием силы тяжести). Этот лафет имел гидравлический тормоз отката, позволял стрелять при угле возвышения от 0 до 70 градусов и допускал горизонтальную наводку орудия (30 градусов в сумме).
Но вот масса лафета достигала 10,7 тонн. Даже в разобранном на 3 части виде орудие было почти невозможно перевозить по грунтовым дорогам лошадьми. Решение французы нашли простое: к огневым позициям 27-см мортир предполагалось строить узкоколейную железную дорогу. Т.е. подготовка к открытию огня требовала неделю-другую.
Мортира обр. 1885 года могла стрелять несколькими видами снарядов массой от 150 до 230 кг. При раздельном картузном заряжании имелось несколько метательных зарядов. В конце 19-го века снаряду можно было придать скорость от 155 до 310 м/с, во время Первой мировой войны скорость легкого снаряда была увеличена до 355 м/с, что позволяло стрелять на расстояние более 8 км. Пиковая скорострельность при нулевом возвышении составляла 1 выстрел за 2 минуты, но чтобы зарядить орудие, требовалось опустить ствол и поднести к нему краном снаряд на зарядном столике (сбоку-сзади на лафете), поэтому при больших углах возвышения скорострельность была порядка 1 выстрел за 5 минут. Это сопоставимо с показателями орудий, разработанных в начала 20-го века.
Для своего времени 270-мм мортира обр. 1885 года была очень хороша, да и в начале 20-го века была почти идеальным орудием для позиционной войны. Для разрушения железобетонных фортов она не годилась (снаряд был слишком легкий), но полевые позиции даже с бетонированными бункерами перепахивала отлично. И дальность стрельбы у нее была такой, что позволяла располагаться вне досягаемости для легкой артиллерии. Мортира Шнейдера, принятая на вооружение в начале ПМВ была лучше, но не намного; а ее производство шло очень медленно. И в результате, в 1915 году старая мортира де Банжа была самым мощным из орудий французской армии. Но новые мортиры имели более высокую скорострельность, были точнее и метали более тяжелый снаряд; потому быстро вытеснили старушку.
Мортира обр. 1885 года получилась очень хорошей и на ее базе была разработана береговая мортира / гаубица обр. 1889 года (Mortier de 270 mm Modele 1889 sur affut G). Это было еще более мощное орудие, но не приспособленное к сухопутной войне.
Новая мортира получила более прочный ствол длиной 12 калибров, рассчитанный на стрельбу бездымным порохом, увеличенный пороховой заряд и возможность придать легкому снаряду (180 кг снаряду) скорость до 420 м/с. Это позволяло стрелять примерно на 10,4 км. Зато береговой лафет, позволяющий поворачивать орудие на 300 градусов, имел массу около 20 тонн (общая масса орудия достигла 26,5 тонн), и для его установки нужна была бетонированная платформа. В ходе Мировой войны данное орудие почти не применялось.
Сколько именно 27-см мортир было произведено, точно не известно. На вооружении французской армии в 1914 году состояло 32 осадные мортиры, а в приморских крепостях – 30 береговых. Но лафетов было выпущено больше.
Осадные мортиры обр. 1885 года в ходе ПМВ выработали свой ресурс и были списаны. До настоящего времени сохранилась одна мортира в музее в Брюсселе. Береговые мортиры тоже были признаны устаревшими и отправились в резерв. Но 24 из них сохранились до начала Второй мировой и использовались Третьим Рейхом для обороны французского побережья. До настоящего времени не дожила ни одна из них.
Фотографии времен ПМВ:
Предыдущее: Истребители Ньюпор 17 / 21 / 23. | Следующее: Фоккер Айндекер. |
Cодержание: Первая Мировая Война.
Вернуться в начало раздела: Оруже времен Первой мировой войны.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО