Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
Хотя первые истребители были очень легкими машинами со столь же легкими и простыми моторами воздушного охлаждения, быстро появился и другой тип истребителя с более мощным и массивным мотором водяного охлаждения. Все эти машины отличались немного лучшими показателями вертикальной маневренности и обладали несколько более высокой скоростью.
Для Антанты первым из таких истребителей стал французский SPAD S.VII. Этот самолет был разработан под руководством Л. Бешеро в фирме SPAD (Societe Pour L’Aviation et ses Derives) на базе форсированного автомобильного мотора Hispano-Suiza 8 (авиационная версия обозначалась 8А). Первый полет прототип самолета совершил в апреле 1916 года, а в июле началось производство первой серии из 268 машин, которые стали поступать на фронт с конца августа 1916 года. И с начала сентября они принимали участие в боях.
Тем не менее, в отличие от Ньюпора 11, SPAD S.VII был спроектирован «с нуля» и до начала 1917 года шло устранение недочетов. Лишь с начала 1917 года SPAD S.VII стали массово поступать в войска и в течение года оставались наиболее массовым истребителем французской армии. В течение 1918 года данные машины продолжали использоваться в учебных частях, а также на второстепенных фронтах. Во Франции их постепенно вытеснила новая модель SPAD S.XIII.
Исходная версия SPAD S.VII имела мотор Hispano-Suiza 8Аа мощностью 150 л.с. Но основным для данного самолета стал мотор Hispano-Suiza 8Ab, имевший мощность 180 л.с. Реже устанавливался мотор Hispano-Suiza 8Ас, с мощностью до 185 л.с. При этом масса мотора достигала 230 кг, что примерно на 100 кг больше, чем у Ньюпора 11.
Все же более мощный мотор позволил увеличить скорость самолета до 200 км/ч (для серийных машин 1917 года). При этом скороподъемность составляла около 300 м/мин и была меньше, чем у Ньюпора 17. Дальность полета около 400 км.
По конструкции планера SPAD S.VII – типичный биплан с примерно равными по длине и площади крыльями. Верхнее крыло соединено с нижним четырьмя парами стоек, плюс еще две пары соединяют верхнее крыло и фюзеляж. Размах верхнего крыла 7,81 м; площадь крыла 17,85 кв.м. Т.е. удельная подъемная сила была немного больше, чем у Ньюпоров. На верхнем крыле находились поднимающиеся элероны, а вот тяги управления элеронами проходили через нижнее крыло и коромысло на дальней от кабины стойке.
Длина машины составляла 6,08 м, вес пустого самолета – 510 кг, максимальный взлетный вес – 740 кг. За счет большой массы у SPAD S.VII горизонтальная маневренность (на виражах) была хуже, чем у Ньюпоров, и из-за этого летчики в 1916 году нередко отказывались летать на СПАДах. Но зато тяжелая машина с относительно небольшим лобовым сопротивлением и мощным мотором быстро набирала скорость при пикировании, и это стало основой новой тактики: спикировать сверху или догнать противника при выходе из пике и расстрелять; выходить из боя тоже пикированием.
Для своего времени SPAD S.VII имел слабое вооружение: всего один синхронизированный пулемет Виккерс, хотя противник в это время уже устанавливал два пулемета. С другой стороны, это вооружение было сильнее, чем у Ньюпоров. В 1917 году SPAD S.VII успешно боролись с германскими истребителями, хотя тотального доминирования в воздухе у них не было.
Нужно заметить, что СПАДы были намного более живучими машинами, чем Ньюпоры. Во-первых, повреждение воздушного винта не приводило к отрыву двигателя (хотя винт был деревянный с постоянным шагом и при заклинивании двигателя создавал большое сопротивление воздушному потоку). Во-вторых, проблема вибрации тонких крыльев была удачно решена за счет большого количества стоек. Наконец, более массивное крыло было более прочным и не разрушалось при повреждении кромки.
Производство SPAD S.VII было развернуто во Франции (выпущено от 4 до 5,6 тысяч машин), в Великобритании (220 штук) и в России (завод Дукс выпустил около 100 штук). Данные машины состояли на вооружении Бельгии, Великобритании, Греции, Италии, Португалии, России, Румынии, Сербии, США. После войны экспортировались еще в десяток стран от Дальнего Востока до Южной Америи. Эксплуатировались в качестве учебных машин до 1930 года.
До настоящего времени сохранилось 7 экземпляров, 3 из которых находятся в США.
Фотографии времен ПМВ:
SPAD S. VII (лето 1918 года).
Предыдущее: Французская 155-мм длинная пушка Шнейдера обр. 1917 года | Следующее: Истребитель SPAD S. XIII. |
Cодержание: Первая Мировая Война.
Вернуться в начало раздела: Оруже времен Первой мировой войны.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО