Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
Истребитель SPAD S.VII был очень хорош осенью 1916 года и хорош зимой 1917-го, но весной у него появились сильные противники в виде германских Альбатросов Д. Они не уступали в скорости и маневренности, зато несли более мощное вооружение. Французским военным захотелось вновь добиться преимущества в скорости. Для этого было несколько путей, например, совершенствование аэродинамики и облегчение конструкции самолета, но самым простым было поставить на существующую машину более мощный мотор.
Так и появился SPAD S. XIII, который стал самым массовым истребителем в ходе Первой мировой войны, а потом прожил долгую жизнь на гражданской службе. Первый полет новой машины состоялся 4 апреля 1917 года и в течение месяца SPAD S. XIII пошел в серию.
На SPAD S. XIII устанавливались моторы Hispano-Suiza 8Ba , а также версии 8Bb, 8Bc, 8Bd. Эти моторы имели мощность от 200 до 220 л.с. и отличались они тем, что имели понижающий редуктор, из-за которого винт вращался в противоположную сторону. Это потребовало несколько переработать капот, и немного изменить конструкцию (увеличив диаметр) кольцевого радиатора, находящегося в носовой части (вокруг вала воздушного винта).
Из-за нового мотора масса пустого самолета выросла до 601 кг, а масса полного – до 850 кг. Из-за увеличения массы мотора пришлось увеличивать и габариты планера. Размах верхнего крыла увеличился до 8,1 м, площадь крыльев – до 21,1 кв. м, длина машины до 6,3 м. При этом была немного изменено крепление верхнего крыла к фюзеляжу.
Но скорость удалось увеличить всего до 220 км/ч, скороподъемность – всего до 375 м/мин, а потолок – до 6,7 км!
Новый СПАД был вооружен двумя синхронизированными пулеметами Виккерс, с 1.000 патронов (в сумме), также на борт можно было взять до 50 кг бомб.
Машина могла находиться в воздухе два часа. При столь мощном моторе это означало большой расход топлива, поэтому машина имела несколько топливных баков: нижние (в фюзеляже) и верхний питающий (из которого топливо самотеком поступало в двигатель). В верхний бак топливо перекачивалось насосом.
Хотя SPAD S. XIII удовлетворял требованиям заказчика и был самым быстрым в горизонтальном полете и в пикировании до конца Мировой войны, летчикам он не очень-то нравился. Машина получилась тяжелая, недостаточно устойчивая, сложная в управлении, часто возникали проблемы с мотором. А при заглохшем моторе посадить СПАД 13 было трудно. Заклиненный мотор приводил к катастрофе. Но в руках опытного пилота это было достаточно сильное оружие из-за высокой скорости и массивности (при стрельбе не смещалась линия прицеливания).
Тем не менее, SPAD S. XIII стал самым массовым истребителем времен Первой мировой, хотя моторы Hispano-Suiza 8B использовались и другими проиводителями. Всего было выпущено примерно 8,5 тысяч самолетов, на которых летали французские, британские, американские, итальянские и т.д. летчики. После войны данные машины продавались во многие страны Европы, Латинской Америки и Азии. В качестве истребителя SPAD S. XIII служил до 1923 года, а потом еще несколько лет в качестве учебной машины. До настоящего времени сохранилось несколько экземпляров, один из них летающий.
Но все же к середине 1918 года SPAD S. XIII перестал удовлетворять французских генералов от авиации. Им захотелось получить еще более быстрый истребитель. Самым простым путем было вновь установить новый, более мощный мотор. И такой мотор появился – Hispano-Suiza 8F! Мощность нового мотора достигла 300 л.с., но заплатить за нее пришлось увеличением полной массы самолета до 942 кг (т.е. отношение мощности и массы достигло 0,3 как у самолетов времен Второй мировой). Скорость же удалось увеличить всего на 20 км/ч.
Тем не менее, несколько экспериментальных SPAD S. XVII осенью 1918 года поступили в войска, приняли участие в боях и на их счету даже были сбитые германские самолеты (в ноябре 1918 года).
Мощная машина с большой площадью крыльев оказалась все же недостаточно поворотливой, особенно в отношении вращения вокруг продольной оси. И в октябре 1918 года появился SPAD S. XXI, отличавшийся от СПАД 17 наличием элеронов на нижнем крыле (а не только на верхнем, как это было у всех французских машин с 1916 года). Но повоевать новый самолет не успел.
Предыдущее: Истребитель SPAD S. VII. | Следующее: Французская 155-мм гаубица обр. 1904 года |
Cодержание: Первая Мировая Война.
Вернуться в начало раздела: Оруже времен Первой мировой войны.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО