Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
Металлургия, транспорт, флот – все они требовали топлива. Нагрузка на топливную отрасль возрастала в одних странах – процентов на 10%, в других на 20 - 30%. При этом Германия лишилась почти всех поставок нефти и должна была ее заменять другим топливом, пытаясь нарастить добычу на подконтрольных территориях. А Российская Империя потеряла добываемый в Польше уголь и была вынуждена удваивать его добычу в Донбассе. Также часть своего угля потеряла Франция, но ей было несложно заменить его импортом из своих и английских колоний. При этом поставщиком нефти в Европу стали США, а Россия и Турция с рынка ушли.
Поскольку с началом Мировой Войны из экономики было изъято свыше 10% трудоспособного населения, проблема безработицы сама собой исчезла. Наоборот, возник дефицит трудовых ресурсов, который частично был покрыт за счет женского труда, частично за счет увеличения рабочего дня. Кстати, после ПМВ женщины в Европе так и не вернулись к домашнему труду. Но все равно, возникший дисбаланс на рынке труда привел к росту зарплат во всех воюющих странах. Особенно сильным был рост зарплат на военных предприятиях, которые должны были наращивать производство.
А рост зарплат вкупе с дефицитом металла и продовольствия, а также вместе с сокращением импорта в Европе и с сокращением перевозок товаров внутри стран привел к росту цен на все товары, то есть к инфляции. Рост цен был разным от примерно 20% до многократного. Также возник дефицит многих товаров, в том числе неликвидируемый, Например, в Центральной и в Восточной Европе возник стойкий дефицит хлопка и тканей из него.
При этом наибольшим было удорожание военной продукции, что вполне естественно из-за роста спроса и из-за роста издержек. Именно здесь в ходе Мировой войны генерировались сверхприбыли, которые в некоторых странах после ее завершения были экспроприированы.
В условиях военной экономики необходимо было государственное планирование, регулирование и прямое управление. Без планирования было невозможно добиться планомерности поставок в армию снаряжения, продовольствия, боеприпасов и т.д. Без регулирования невозможно было безболезненно перестроить экономику на военные рельсы, как и нельзя было добиться сохранения стабильности в обществе. Дело в том, что система социальной защиты семей военнослужащих не была до конца проработана ни в одной из европейских стран. Это было одной из причин разложения армий и накопления напряженности в обществе. А в условиях постоянного роста цен эта система переставала работать даже в Германии, где данная система существовала в течение десятилетий. Без прямого государственного вмешательства в работу некоторых отраслей (в частности транспорта, металлургии, производства вооружения) невозможно было вести войну с минимальными материальными и финансовыми затратами.
Но если транспортная система во всех странах Европы перешла под государственный контроль, то другие отрасли контролировались недостаточно. Тем не менее, все государства пытались планировать производство и в какой-то мере регулировать его. Планы производства и распределения появились в ходе войны в Германии. Причем государство напрямую смогло распределять часть сырья (в частности, топливо и металл), а также продовольствия. Великобритания распределяла дефицитное сырье между предприятиями, кроме того, британское правительство прямо вмешалось в гражданское судостроение в кризисном 1917 году, проведя стандартизацию продукции отрасли и технологий производства. Даже в России пытались управлять экономикой, но из этого ничего не получилось. Если начале 1910-х военное министерство не смогло спланировать производство вооружения так, чтобы покрыть потребности начального периода войны, то как оно могло спланировать работу всей экономики?!
И все же мы видим, что контроль экономики был недостаточным. Не были зафиксированы зарплаты; не ограничивались прибыли; не было государственной монополии на все стратегическое сырье, не было жесткого распределения продуктов питания. На самом деле, конечно, европейские государства и не могли до этого дойти, так как принципы функционирования плановой экономики еще никем не были изучены, а создать аналог Госплана было очень сложно. Особенно трудно было исключить ошибки планирования, которые неизбежны при становлении плановой экономики, но недопустимы в военное время.
Предыдущее: Военная экономика времен ПМВ. Часть 2. | Следующее: Ранние глобализационные попытки |
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО