Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Приказ Александра II от 30 августа 1855.
Ввинтовка Лебеля.
В военной экономике особую роль занимает транспорт. И к Первой Мировой это также относится, хотя имелась и своя специфика. В континентальных странах Европы основная нагрузка легла на железные дороги, которым по непривычным для мирного времени маршрутам пришлось перевозить миллионы людей и миллионы тонн грузов. Нагрузки на железные дороги возросли в несколько раз, особенно в прифронтовых зонах. При этом в части тыловых районов интенсивность перевозок не менялась или даже сократилась. (Но это не про Россию, где все железные дороги строились со стратегическим прицелом). С самой большой нагрузкой работали дороги на западе Российской Империи, на востоке Австро-Венгрии и в балканских странах. Эти регионы до войны были слабо развиты и жили наполовину натуральным хозяйством, поэтому и железнодорожная сеть в них была слабой, и, когда возникла потребность увеличить перевозки, проявилась крайняя нехватка локомотивов.
Если же смотреть в общем, то на железных дорогах резко увеличился износ путей и подвижного состава, причем очень быстро шло старение паровозов, которые не только работали с излишней нагрузкой, но и лишились качественного техобслуживания. Но нужды железных дорог были проигнорированы в начале Мировой войны, когда все участники надеялись на быструю победу, потому то в одной стране, то в другой возникали транспортные кризисы.
Железные дороги доставляли грузы в прифронтовую полосу, но непосредственно в войска их доставляли гужевым транспортом. (Автомобили тоже работали, но их было немного; разве что Франция могла позволить себе перевозить значительную часть грузов на автомобилях.) Армии воюющих стран обслуживались миллионами лошадей. Эти лошади были изъяты из невоенного сектора экономики. А на их содержание расходовались миллионы тонн фуража ежегодно. Который, в свою очередь, нужно было перевезти в прифронтовую полосу.
Вот теперь мы и подошли к третьей по важности отрасли, функционирование которой в военной экономике отличалось от довоенного. Сельское хозяйство пострадало при мобилизации, причем намного сильнее промышленности, из него были изъяты свыше 20% работников и от 10% до 20% лошадей. Таким образом, сельскохозяйственное производство вынужденно сократилось. Сильнее всего пострадало производство в странах, где преобладали мелкие (единоличные) фермерские хозяйства. Уход на войну главного работника почти наверняка наполовину останавливал производство в таком хозяйстве. В частности, пострадали крестьяне Российской Империи, Франции и Румынии. В таких странах, как Германия и Великобритания сельское хозяйство давно перешло к крупномасштабному производству с использованием наемного труда, а потому меньше пострадало от мобилизации.
А ведь с началом войны нагрузка на сельское хозяйство резко возросла. Европейские страны лишились продовольственного импорта из России и других стран востока Европы. Германия, например, осталась без четверти продовольствия. Мобилизованных в армию граждан нужно было очень хорошо кормить, чтобы они могли жить в полевых условиях и воевать. Потому пришлось увеличивать производство мяса. Также возросло потребление фуражного зерна и сена, поскольку в прифронтовой полосе армейские лошади уничтожали весь подножный корм. К тому же лошадям в прифронтовой полосе приходилось много и тяжело работать. А с фуражом ситуация оказалась очень плохой в Центральных державах и в России. В первом случае сказывался дефицит посевных площадей, а во втором – традиционная ориентация на сено и подножный корм. Требовалось же, как минимум, удвоить производство фуражного зерна.
Из-за падежа лошадей армии воюющих стран требовали все новых и новых их поставок. Ежегодный прирост их поголовья должен был увеличиться примерно вдвое. Все страны решали эту проблему разными способами. Англия и Франция смогли ее решить за счет импорта из своих колоний и нейтральных стран. Германия развернула реквизиции на оккупированных территориях. Россия полагалась на внутренние резервы, постепенно усугубляя кризис сельского хозяйства (хотя для крестьянской семьи, отправившей мужчин на фронт, продажа лошадей была рациональным вариантом увеличения благосостояния).
Наконец, Мировая Война потребовала многократного увеличения производства в химической промышленности. Армии потребляли громадное количество пороха, отравляющих веществ, средств защиты от них, а также лекарственных препаратов. Нельзя сказать, что война создала химическую промышленность Европы, но она смогла повзрослеть только за счет начавшейся войны.
До войны развитую химическую промышленность имела только Германия, но некоторые виды сырья, в частности, селитру, она завозила. В ходе войны ей пришлось наладить синтез соединений азота, хлора и т.д. Другим странам также пришлось наладить производство многого из того, в чем Германия была монополистом. С одной стороны, это был общий технический прогресс, а с другой стороны, после завершения войны в мире возникло перепроизводство в химической отрасли и сильная недозагрузка мощностей.
Предыдущее: Военная экономика времен ПМВ. Часть 1. | Следующее: Военная экономика времен ПМВ. Часть 3. |
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО