Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
7.7-см зенитная пушка Рейнметалл.
Но раз резервов не было на месте, то возникает вопрос о возможности переброски резервов с других участков фронта. По сути, единственным местом, откуда обе стороны могли черпать резервы, был район Варшавы. Поэтому особую важность для русских приобретала двухпутная железнодорожная магистраль Варшава – Гродно – Петроград. Эта магистраль позволяла перевозить за сутки от 1,5 до 2 дивизий в район Гродно, и в конце операции данный факт стал наиболее значим. Однако в начале операции Гродно – глубокий тыл 10-й армии, и перевозить резервы нужно было в Осовец (или в Граево), в Сувалки и в Вержболово. К этим станциям вели железные дороги малой пропускной способности, позволявшие перевозить примерно половину пехотной дивизии за сутки. Еще меньшее количество войск могло быть переброшено непосредственно на территорию Восточной Пруссии в район Лык или в район Летцена.
Германцы имели возможность перевозить в Восточную Пруссию до 4 дивизий в сутки, но вывезти из района Болимова через Торн можно было не более одной дивизии за сутки. Еще одну дивизию можно было вывозить кружным путем через Познань или Бреслау. Но чтобы не оставить войска 9-й армии Макензена без снабжения и вывоза раненых, отправляемые в Восточную Пруссию части приходилось отводить пешим порядком. Кроме того, наступающие немецкие части быстро отрывались от железных дорог. Поэтому в ходе операции немецкие резервы направлялись не в наступающие соединения, а на пассивные участки фронта западнее Мазурских озер.
Сражениям в Мазурии предстояло развернуться на территории, ограниченной с севера и с востока рекой Неман, с юга – реками Бобр и Нарев; с запада – Мазурскими озерами. Эта территория богата реками, озерами, лесами и болотами. При этом озера в основном сконцентрированы юго-восточнее линии Ковно (Каунас) – Бяла. Здесь же находятся большие по площади леса, включая Августовскую Пущу. Заселен этот район также был слабо, поэтому дорог через Августовскую Пущу, а также севернее ее было мало. Настоящих шоссейных дорог между районом Августова – Сувалок и рекой Неман не было, имелись лишь грунтовые пути, хотя временами неплохого качества.
В северо-западной части района было больше населения, больше дорог и меньше лесов, это связано с наличием здесь плоских песчаных возвышенностей более пригодных для земледелия. Но и здесь имелись крупные лесные массивы, включая Роминтенскую Пущу, которая сыграла значительную роль в 1-й операции в Восточной Пруссии. Севернее ее проходило шоссе и железная дорога Ковно – Кенигсберг, которая играла важнейшую роль во всех вторжениях русских в Восточную Пруссию. Севернее этой дороги вновь лежали лесистые и заболоченные пространства в долине Немана и в нижнем течении Шешупы. Они были малопроходимы для крупных воинских масс, если бы не хорошая дорога, которая шла из Тильзита в Ковно.
Но всю географию Мазурии перевернула зима. А зима 1914 – 1915 годов выдалась суровой. Замерзли не только речки и небольшие озера, но также крупные водоемы и болота. По льду (местами) можно было даже перейти Неман. А выпавший за зиму снег полностью скрыл многие дороги. В холмистой части района операции в выемках скопилось 1,5 – 2 метра снега.
Нужно заметить, что в районе операции были наезжены только те дороги, которыми пользовалась 10-я армия. Это было связано с тем, что после двух вторжений русских в Восточную Пруссию, ее покинула большая часть местного населения. А после германского вторжения в пределы Литвы и там часть населения покинула свои дома. Оставшиеся мирные жители зачастую потеряли лошадей и не могли воспользоваться дорогами. В результате, наезженных дорог восточнее Августова и Сувалок почти не было, так как 10-я армия пользовалась железной дорогой Гродно – Сувалки.
Также, говоря о климатических условиях нужно упомянуть, что во второй половине февраля зима в Мазурии постепенно заканчивается. Хотя ночные температуры остаются отрицательными, днем уже тепло и постепенно начинается снеготаяние. Одновременно это ведет появлению на дорогах ледяного наката на подъемах и раскисанию дорог в выемках, где может скапливаться талая вода. Но в целом, санный путь еще держится, а вот артиллерии на колесах передвигаться не очень просто.
Предыдущее: Стратегическая ситуация. Часть 1. | Следующее: Силы сторон. Часть 1. |
Вернуться в содержание: Русский фронт Первой Мировой Войны.
Вернуться в начало раздела: Мазурское сражение.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО