Всеволод Юрьевич Большое гнездо.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Схема Инкерманского сражения.
Записка Императора Николая I о войне с Турцией.
Ввинтовка Ли - Энфилд.
Примерно 10 – 11 тысяч лет назад в хозяйстве человека произошла так называемая «неолитическая революция». Сразу в нескольких регионах Старого Света произошло окультуривание растений и одомашнивание скота. Люди стали производить продукты питания, а не присваивать продукт природы. В перспективе это означало независимость человечества от природы, но на первом этапе своего развития земледелие лишь немного снижало эту зависимость, ибо производительность труда в аграрной сфере была крайне низка, а риски были очень высоки. В течение тысячелетий земледелие существовало (и было оправдано) лишь в нескольких небольших анклавах в передней Азии, долине Инда и на Дальнем Востоке.
И только примерно 7.000 лет тому назад, после крупного экологического кризиса земледелие смогло стать основой хозяйства. Но и после труд в сельском хозяйстве имел низкую эффективность, пока не появились металлические орудия труда, полив полей и достаточно урожайные культуры. Лишь после этого производительность труда стала достаточно высокой, чтобы содержать всю «цивилизацию», включая культуру, культ и государство.
Тем не менее, переход к производящей экономике с самого начала стал оказывать сильное влияние на жизнь общин.
Во-первых, изменилась внутренняя жизнь общины. В ней произошло естественное разделение на охотников (в последствие – скотоводов), рыболовов и земледельцев. И с неизбежным при снижении зависимости от природы ростом общин, который сопровождался ростом обрабатываемых территорий, это разделение было все более заметным. В результате такого разделения труда при добывании пищи оказалось, что значительная часть общины занята сезонно. В течение примерно полугода земледельцы не имели занятий. Поэтому они осваивали различные ремесла, т.е. ремесленник как таковой из общины исчез. Эта же незанятость стала одной из причин создания масштабных каменных построек во времена неолита.
Во-вторых, резко изменились отношения земледельческой общины с внешним миром. Территории, пригодные для примитивного земледелия, были окружены племенами, продолжавшими заниматься охотой и собирательством. Эти племена чаще сталкивались с угрозой голода и голодной смерти, чем земледельцы. И естественно, что в неудачные периоды племена охотников стремились ограбить своих более богатых соседей. Голод заставлял начинать войны.
Казалось бы, земледельческие общины были многочисленными и компактными, им проще было мобилизовать свои силы, чтобы отразить нападения малочисленных общин охотников и собирателей, даже если последние объединятся.
Но тут впервые проявляется парадокс цивилизованности. В земледельческой общине много жителей, развиты ремесла и искусства, нет проблем с едой, но одновременно почти нет и воинов. Почему? Да потому, что земледелец не пользуется ежедневно луком и копьем, как это делает охотник. Лишь немногочисленные охотники из состава этой общины готовы оказать отпор врагу. Земледельческие общины должны были постепенно обзавестись профессиональной «армией», но на раннем этапе развития земледелия это было невозможно.
Поэтому ранние земледельческие общины выбирают пассивную стратегию обороны и строят первые укрепленные поселения и города (сезонная незанятость позволяет). В городах высок риск возникновения эпидемий и жизнь не слишком комфортна, но внешняя угроза заставляет жить вместе.
В-третьих, считается, что между оседлыми земледельческими общинами также могли идти жестокие войны за право обладания плодородными землями. Такие столкновения возможны и они наверняка имели место во времена крупных экологических кризисов, когда населению приходилось сниматься с насиженного места и искать себе новое место для жизни с плодородными почвами. Но в нормальных условиях конфликты будут продолжаться, только пока две общины расположены близко друг от друга. Кровопролитные войны и штурм городов маловероятен, поскольку проще просто потравить посевы противника и обречь его на голод.
Отметим парадоксальное развитие торговли в этот период. Внутри общины земледельцев и с соседними земледельческими общинами торговля практически не ведется. Здесь возникает что-то очень похожее на натуральное хозяйство. Однако интенсифицируются торговые обмены с отдаленными племенами. Предметов торговли становится намного больше. Появляется торговля продукцией сельского хозяйства, строительным лесом, поделочным камнем, солью (земледельцы испытывают ее недостаток в продуктах питания), металлами…
Вполне возможно, что уже во времена неолита люди подошли к изобретению денег и товарно-денежных отношений. Но для этого были нужны постоянные обмены и наличие общеупотребительного товара. По крайней мере в Сирии и в Палестине для появления денег уже были предпосылки. Но материальных доказательств этого, разумеется, не сохранилось.
Центры торговли превращаются в наиболее крупные города. Так например, в Иерихоне в самом начале неолита уже проживало около 3.000 человек, занимавшихся не только земледелием, но (предположительно) добычей соли на берегах Мертвого моря и торговлей ею. Кстати, рост добычи соли говорит о том, что люди занимались именно земледелием и в меньшей степени скотоводством, охотой или рыболовством.
Предыдущее: Появление локальных экономик. | Следующее: Появление земледелия и скотоводства. Часть 2. |
Cодержание: Экономическая история цивилизации.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО