Евгений Александрович Радкевич.
А.А. Керсновский про Милютинскую реформу. Часть 4.
Бельгийский РАФ БЕ2д.
Приказ Александра II от 30 августа 1855.
Ввинтовка Лебеля.
Постиндустриальная экономика и общество потребления характеризуются одновременно низкими процентными ставками (т.е. невысокой безрисковой доходностью инвестиций) и низкой склонностью к сбережениям. Тем не менее, экономике нужны сбережения, которые могли быть источником длинных финансовых ресурсов для реализации крупных инвестиционных проектов. Эти сбережения должны быть не только долгосрочными, но и безотзывными, т.е. их владельцы не могли бы в случае надобности их направить на потребление.
Такими свойствами обладают только пенсионные деньги, т.е. деньги, которые люди отложили на старость и передали в управление какой-то финансовой компании. (Или их близкий аналог – деньги в страховании жизни.) Эти деньги нужны и экономике, и государству, дабы не нести лишних затрат на пенсионное обеспечение.
Поэтому во многих странах мира существует специальное законодательство в отношении пенсионных накоплений, дающее им особый статус, особый режим налогообложения и устанавливающее особые правила управления этими деньгами. И они обычно находятся в отдельных пенсионных фондах, на которые не может быть обращено взыскание кредиторов при ликвидации управляющей этими деньгами компании.
Первоначально пенсионные фонды возникли в странах, где социальное обеспечение базировалось на Британском законодательстве. (А оно, как говорилось выше, гарантировало только минимальную защиту, предоставляя работнику право заботиться о себе самому.) В этих странах инициатива создания пенсионных схем принадлежала работодателям, от которых профсоюзы требовали пенсионное обеспечение работникам.
В результате в начале 20-го века в США, Великобритании и Канаде появились первые частные пенсионные фонды, которые создавались одной корпорацией и управлялись если не ею, то выбранным ею управляющим. Такая ситуация была выгодна всем: рабочие получали пенсию без проблем (и высокую доходность их сбережений, которую не смогли бы получить при самостоятельном инвестировании), профсоюз демонстрировал работникам свою необходимость, предприниматель получал деньги для долгосрочных инвестиций (которые в ином случае должен был бы отдать рабочим) и обеспечивал лояльность рабочих (и низкую текучесть кадров), государство получало снижение социальной напряженности.
Вслед за частными фондами появились и государственные, основанные на тех же принципах (в США, Канаде, Великобритании – исключительно для государственных и муниципальных служащих, в других странах эти фонды работали со всеми гражданами). Первый бум государственных фондов в США пришелся на 1910-е годы, когда во всех штатах были созданы фонды для работников сферы образования и служащих местных органов власти. В 1930-х были созданы федеральные и локальные пенсионные фонды для всех работников бюджетной сферы и гражданских служб.
Одновременно шла борьбы со злоупотреблениями в сфере управления пенсионными деньгами. Было установлено правило независимости управляющей компании. Были созданы нормы и организации, регулирующие деятельность управляющих компаний. Были введены определенные ограничения на способы инвестирования средств (единых правил не существует в этой сфере не существует: например, в США государственные и частные фонды регулируются разным законодательством, фонды созданные правительствами штатов регулируются законами этих штатов, а не федеральными). Была создана система регулирования деятельности самих фондов. И одновременно на них были распространены нормы страхового законодательства, исключающие взносы в фонды (а иногда и выплаты из них) из базы налогообложения.
К 1950-м годам система пенсионных фондов в США вполне сложилась и с этого времени стала очень удобным инструментом для поддержания стабильности постиндустриальной экономики. Пенсионные фонды аккумулировали огромные средства (сравнимые с ВВП США) и вкладывали их в долгосрочные активы через финансовый рынок. При этом они приобретали надежные ценные бумаги и не участвовали в биржевых играх. Наряду с ФРС пенсионные фонды стали важнейшим якорем финансовой стабильности. При этом пенсионные накопления существовали отдельно от их владельцев, т.е. на их величину, создание и расходование владельцы почти не влияли. И высокая склонность к потреблению не противоречила созданию больших сбережений. Причем в отличие от банковских вкладов или вложений в инвестиционные фонды, пенсионные сбережения не могли быть изъяты. А значит, ни в какой ситуации на пенсионном рынке не могло возникнуть ситуации, подобной банковской или биржевой панике.
Выгоды системы дополнительного пенсионного обеспечения были налицо, и, начиная с 1950-х годов, подобная система стала вводиться во многих странах мира, в первую очередь европейских. Но создавались такие фонды и в азиатских странах, где было сильно влияние британских и американских традиций, например, в Японии, в Южной Корее, в Малайзии, в Сингапуре и в Индии.
Как правило, в Европе пенсионные фонды создавались либо с участием и дополнительными взносами государства, либо независимыми банковскими структурами (получавшими фонд в управление). Традиция корпоративных и региональных пенсионных схем в Европе не получила такого распространения, как в США или Канаде. Кроме того, пенсионные фонды в Европе оказались конкурентами страховых компаний, которые гораздо раньше стали предлагать услуги дополнительного пенсионного страхования. И хотя страховые компании в Европе находились под большим давлением со стороны государства, и на них традиционно налагалось больше ограничений, страховые компании были лучше раскручены и имели развитую сеть продаж своих услуг. И поэтому негосударственные пенсионные структуры не стали вполне успешными.
Как правило, успешными в Европе оказываются лишь государственные фонды дополнительного пенсионного обеспечения или фонды с государственным или общественным контролем, участие граждан в которых установлено законом или коллективным договором между работодателями и профсоюзами.
Поскольку система накопительных пенсий в Европе буксовала и буксует, некоторые государства создали фонды, в которые направляется часть государственных доходов, с целью инвестирования и дальнейшей выплаты пенсий. Например, Правительственный пенсионный фонд Норвегии получает часть нефтяных доходов страны, а французский NPRF – доходы от налога на операции с ценными бумагами и доходы от продажи лицензий на услуги мобильной связи.
Предыдущее: Аграрная революция 20-го века. | Следующее: Деньги без обеспечения. Часть 1. |
Cодержание: Экономическая история цивилизации.
Для связи: Общие темы | По теме ПМВ.
Списки страниц: ПМВ-приложения || ЭИЧЦ || ФФВВ || КрыВо || АДрРу || КорВИО